СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВ

Ценностные ориентации в портрете современного ребенка

Решая задачи современного образования, учителя и педагоги должны четко понимать, чем живет сегодняшний учащийся, каковы его ценностные ориентиры жизнедеятельности, определяющие отношение к окружающему миру, к самому себе, т.е. что для современного школьника является главным в жизни. При этом ценностные ориентации рассматриваются как проявление эмоциональной значимости для ребенка нравственных и эстетических ориентиров, которые ребенок усваивает в процессе социализации и освоения человеческой культуры. Знание педагогом ценностных ориентаций является залогом эффективности разработки и реализации образовательных программ, программ воспитания, индивидуальных учебных планов и т.п.

С целью выявления приоритетных для современных школьников ценностных ориентаций Санкт-Петербургским дворцом творчества юных в 2018 году было организовано городское согласованное исследование.

Для проведения исследования применялся анкетный метод с использованием электронного опроса (google-формы). В основу была положена разработанная участниками городского учебно-методического объединения педагогов-исследователей анкета, которая представляет модификацию методик изучения ценностных ориентаций М Рокича, Л.А. Ясюковой, С.Г. Вершловского [2]. Учащимся было предложено выбрать наиболее значимые, с их точки зрения, качества личности и жизненные ценности и дать характеристику человеку, которого на сегодняшний день готовит дополнительное образование. В перечень вопросов анкеты также вошел вопрос о факторах формирования жизненных ценностей людей, где учащиеся выбирали наиболее значимые. В завершение анкеты ребятам было предложено назвать свои идеалы из героев книг, фильмов, среди деятелей культуры, искусства, науки, спорта или политики, а также отметить самые значимые исторические фигуры (в мировой истории, истории России, истории города) и указать наиболее важные их качества.

Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому к опросу были привлечены учащиеся, начиная с 12 лет.

Анкета с аналогичными вопросами была предложена и специалистам дополнительного образования, реализующими дополнительные общеобразовательные программы. Её целью стало выявление согласования/несогласования с позицией учащихся.

От Красносельского района Санкт-Петербурга, в частности Дома детского творчества, в исследовании приняли участие 214 учащихся. Из них:

по возрасту

  • 49% учащиеся 12-13 лет (104 человека)
  • 40% учащиеся 14-15 лет (86 человек)
  • 11% учащиеся 16-17 лет (24 человека)

по гендерному составу

  • 40% мальчиков (85 человек)
  • 60% девочек (129 человек)

по направленностям дополнительного образования

  • 22% художественное творчество (47 человек)
  • 10% декоративно-прикладное творчество (21 человек)
  • 18% техническое творчество (38 человек)
  • 22% краеведение и туризм (47 человек)
  • 19% социально-педагогическая направленность (41 человек)
  • 9% физкультурно-спортивная направленность (20 человек)

Также в анкетировании приняло участие 43 педагога дополнительного образования. Из них:

по возрасту:

  • 16% педагоги 20-30 лет (7 человек)
  • 25% педагоги 31-40 лет (11 человек)
  • 12% педагоги 41-50 лет (5 человек)
  • 20% педагоги 51-60 лет (9 человек)
  • 27% педагоги старше 60 лет (12 человек)

по гендерному составу

  • 77% женщин (33 человека)
  • 23% мужчин (10 человек)

по направленностям дополнительного образования

  • 21% художественное творчество (9 человек)
  • 20% декоративно-прикладное творчество (8 человек)
  • 16% техническое творчество (7 человек)
  • 15% краеведение и туризм (6 человек)
  • 16% социально-педагогическая направленность (7 человек)
  • 12% физкультурно-спортивная направленность (5 человек)

В результате проведенного исследования получены следующие обобщенные данные по учащимся. Так, лидирующие позиции в рейтинге ценностных ориентаций школьников занимают дружба (53%), дружная семья (47%), жизнь без войны (43%). С небольшим отставанием следует здоровье и здоровый образ жизни (28%).

Рисунок 1 - Приоритетные ценности школьников

В середине рейтинга – безопасность (22%), воспитанность (20%). Такие ценности как любовь к Родине, счастье, творчество, помощь другим (людям, животным, природе и т.п.), честность и принципиальность выбрали 18% школьников. От 14 до 11% учащихся выбрали в качестве приоритетных ценностей духовность, интересную работу, познание и интеллектуальное развитие, самостоятельность, уверенность в себе, активную гражданскую позицию, любовь, качественное образование и общение.

Аутсайдерами (от 10 до 3%) в рейтинге ценностных ориентаций являются: понимание и принятие различными людьми друг друга, профессиональное мастерство в предметной области, успешная карьера и материально-обеспеченная жизнь, развлечения и отдых, уверенность в завтрашнем дне.

Рисунок 2 - Рейтинг самых низких значений ценностей школьников

Таким образом, в обобщенном портрете современного школьника, занимающегося в системе дополнительного образования, явно выражены недостаточное стремление к профессиональной самореализации, «живому» общению и проявлению активности в творчестве и в социальной сфере.

Полученные в ходе исследования данные дают возможность проследить изменение рейтинга ценностных ориентаций учащихся по мере их взросления. Об этом наглядно свидетельствует нижеприведенная таблица.

 12-13 лет14-15 лет16-17 лет
1ДружбаДружбаДружба
2Дружная семьяДружная семьяДружная семья
3Жизнь без войныЖизнь без войныЖизнь без войны
4БезопасностьВоспитанностьПрофессиональное мастерство в предметной области
5Здоровье, здоровый образ жизниЗдоровье, здоровый образ жизниЗдоровье, здоровый образ жизни
6Любовь к Родине, родному городуИнтересная работаСамостоятельность
7Помощь другим (людям, животным, природе и т.п.)Честность, принципиальностьТворчество
8СчастьеПомощь другим (людям, животным, природе и т.п.)Безопасность
9ВоспитанностьЛюбовьДуховность
10Честность, принципиальностьПознание, интеллектуальное развитиеИнтересная работа
11ДуховностьПонимание и принятие различными людьми друг другаКачественное образование
12ТворчествоТворчествоМатериально обеспеченная жизнь
13Уверенность в себе, сильная воляСамостоятельностьПознание, интеллектуальное развитие
14Активная гражданская позицияСчастьеСчастье
15Качественное образованиеАктивная гражданская позицияУверенность в себе, сильная воля
16ОбщениеКачественное образованиеАктивная гражданская позиция
17Познание, интеллектуальное развитиеЛюбовь к Родине, родному городуОбщение
18Интересная работаОбщениеУспешная карьера, конкурентоспособность
19ЛюбовьБезопасностьВоспитанность
20СамостоятельностьДуховностьЛюбовь
21Успешная карьера, конкурентоспособностьПрофессиональное мастерство в предметной областиОтличный внешний вид, имидж
22Популярность, известностьУверенность в себе, сильная воляПопулярность, известность
23Материально обеспеченная жизньПопулярность, известностьПрофессиональное мастерство в области педагогики и психологии
24Развлечения, отдыхМатериально обеспеченная жизньРазвлечения, отдых
25Понимание и принятие различными людьми друг другаУспешная карьера, конкурентоспособностьУважение, признание
26Профессиональное мастерство в предметной областиОтличный внешний вид, имиджУверенность в завтрашнем дне
27Уверенность в завтрашнем днеРазвлечения, отдых 
28Отличный внешний вид, имиджУважение, признание 
29Уважение, признаниеПрофессиональное мастерство в области педагогики и психологии 
30 Уверенность в завтрашнем дне 
31 Чистый и счастливый мир 

Табл.1. Сравнительный рейтинг ценностей школьников в зависимости от возраста

Из таблицы видно, что независимо от возраста лидирующие позиции в рейтинге ценностных ориентаций учащихся занимают дружба, дружная семья, жизнь без войны, здоровье и здоровый образ жизни.

Тем не менее, возрастные различия оказывают существенное влияние на динамику рейтинга жизненных ценностей школьников. Так, к 16-17 годам у учащихся возрастает рейтинг таких ценностей как профессиональное мастерство в предметной области (12-13 лет – 26 место, 14-15 лет – 21, 16-17 лет – 4), интересная работа (12-13 лет – 18 место, 16-17 лет – 10), самостоятельность (12-13 лет – 20 место, 14-15 лет – 13, 16-17 лет – 6), материально-обеспеченная жизнь (12-13 лет – 23 место, 14-15 лет – 24, 16-17 лет – 12). Более значимыми становятся духовные ценности (12-13 лет – 11 место, 14-15 лет – 20, 16-17 лет – 9) и ценности творчества (12-15 лет – 12 место, 16-17 лет – 7).

Однако с сожалением следует отметить, что из спектра ценностных ориентаций старшеклассников (16-17 лет) «уходят» помощь другим (людям, животным, природе и т.п.), любовь к Родине, родному городу, честность и принципиальность, хотя в более раннем возрасте они занимали лидирующие позиции.

Рассматривая результаты опроса с гендерных позиций, следует отметить, что не наблюдается отличий в лидирующих ценностях как для всей выборки, так и с точки зрения мальчиков и девочек. Для каждой категории также важны дружба, дружная семья, жизнь без войны, здоровье и здоровый образ жизни.

Однако у мальчиков (юношей) наблюдается тенденция более низких, по сравнению с общими показателями, таких ценностей как творчество (общее значение 18%, для мальчиков – 14%), любовь к Родине, родному городу (общее значение 18%, для мальчиков – 12%), уверенность в себе, сильная воля (общее значение 13%, для мальчиков – 9%). Статистически значимо различаются данные по общим для всей выборки и данные для мальчиков в отношении таких ценностей как «активная гражданская позиция» (общее значение 13%, для мальчиков – 6%) и особенно «любовь» (общее значение 13%, для мальчиков – 4%).

По сравнению с мальчиками к особенностям ценностных ориентаций девочек следует отнести более серьезное отношение к таким ценностям как «активная гражданская позиция» (общий показатель 13%, у мальчиков – 6%, у девочек – 15%), «помощь другим (людям, животным, природе и т.п.)» (общий показатель 18%, у мальчиков – 9%, у девочек – 20%).

Итоги анкетирования педагогов показали, что для них приоритетными ценностями являются «здоровье и здоровый образ жизни», «дружная семья», «жизнь без войны», «интересная работа», «творчество» и «духовность».

Рисунок 3 - Рейтинг приоритетных ценностей педагогов

Середину рейтинга жизненных ценностей педагога занимают:

  • «активная гражданская позиция» (23%);
  • «воспитанность» (21%);
  • «честность и принципиальность» (19%);
  • «дружба» и «счастье» (по 16%);
  • «безопасность», «качественное образование», «познание и интеллектуальное развитие», «помощь другим (людям животным природе и т.п.)» (по 14%);
  • «любовь к Родине и родному городу», «профессиональное мастерство в предметной области», «уверенность в себе и сильная воля» (по 12%).

Самые низкие позиции в рейтинге ценностей педагога занимают:

  • «понимание и принятие различными людьми друг друга» (9%);
  • «материально обеспеченная жизнь», «самостоятельность» (по 7%);
  • «общение», «профессиональное мастерство в области педагогики и психологии», «уверенность в завтрашнем дне» (по 5%);
  • «отличный внешний вид и имидж», «уважение и признание», «успешная карьера и конкурентоспособность» (по 2%).

Сравнительные данные итогов анкетирования учащихся и педагогов по вопросу приоритетных жизненных ценностей показывают, что семейные ценности, ценности здоровья и безопасности являются лидирующими для обеих категорий. Вместе с тем, каждый третий педагог считает для себя важными и такие ценности как «интересная работа», «творчество» и «духовность», что, скорее всего, связано с опытом профессиональной деятельности. При этом данные ценности являются приоритетными только от 11 до 14% опрошенных учащихся. Остальные показатели (средние и низкие) как у детей, так у педагогов очень схожи и не имеют статистически значимых различий.

Проблемными зонами с точки зрения социально-творческого развития участников образовательного процесса, как показывают итоги анкетирования, являются низкий рейтинг таких ценностей как активная гражданская позиция, понимание и принятие различными людьми друг друга, успешная карьера и конкурентоспособность. Полученные данные свидетельствуют о необходимости пересмотра используемых в воспитательной работе образовательных учреждений психолого-педагогических и культурно-досуговых технологий.

Низкий рейтинг такой ценности как «профессиональное мастерство в предметной области» у подростков можно объяснить особенностями возраста учащихся, несформированностью их профессионального выбора. Однако подобная позиция педагогов, выявленная в ходе анкетирования, должна стать предметом особого внимания для «ломки» профессиональных стереотипов и подготовки компетентных специалистов не только в области конкретного направления детского творчества, но и в области педагогики и психологии.

Логическим продолжением изучения приоритетных жизненных ценностей современных подростков является определение наиболее значимых, с их точки зрения, качеств личности. В ходе анкетирования 157 учащихся выделили около 150 важных человеческих качеств и сделали более 530 выборов этих качеств.

В числе приоритетных личностных качеств, как показали результаты исследования, учащиеся выделяют следующие:

Рисунок 4 - Значимые качества личности по мнению учащихся

Эти данные частично совпадают с рейтингом ценностных ориентаций, особенно по такому показателю, как «дружба».

Вместе с тем, такие качества как «креативность», «творчество», «образованность» и «профессионализм, компетентность» выделяет в качестве главных только 3% опрошенных учащихся, что также совпадает с рейтингом жизненных ценностей современного подростка и еще раз подтверждает необходимость кардинальных изменений в целевых установках и обеспечивающих их реализацию психолого-педагогических технологиях системы образования.

Результаты данных анкетирования в соответствии с возрастом учащихся показывают, что учащиеся 12-13 лет выделяют 64 качества личности, среди которых ведущее место занимают доброта, честность и отзывчивость. Большое количество ответов (48) были одиночными, т.е. представлены только по 1% респондентов. К сожалению, среди них такие качества как компетентность, лидерство, образованность, патриотизм, красота, саморазвитие, талант и творчество.

У учащихся 14-15 лет спектр личностных качеств значительно расширяется и увеличивается до 87 позиций. Главенствующее место в их рейтинге занимают доброта, честность, целеустремленность.

В возрасте 16-17 лет у учащихся наблюдается более осмысленное отношение к личностным качествам, что отражается в снижении количества выделяемых позиций (31 качество). В этом возрасте подростки выделяют ответственность, честность и целеустремленность.

В целом сравнительные данные по наиболее значимым качествам личности для учащихся разных возрастных категорий можно представить в виде таблицы

12-13 лет14-15 лет16-17 лет
Доброта40%Доброта53%Ответственность, верность слову40%
Честность32%Честность51%Честность40%
Отзывчивость, взаимпонимание24%Целеустремленность27%Целеустремленность33%
Дружелюбность, доброжелательность18%Дружба, дружелюбие27%Доброта33%
Справедливость15%Ответственность25%Интеллект, аналитическое мышление27%
Ум, любознательность, знания15%Трудолюбие19%Чувство юмора20%
Трудолюбие14%Общительность14%Порядочность13%
Целеустремленность13%Чувство юмора12%Адекватность7%
Коммуникативность10%Открытость8%Внимательность7%

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить специфику и общие тенденции развития ценностных ориентаций современного подростка, что дает возможность педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы и могут стать основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера