Решая задачи современного образования, учителя и педагоги должны четко понимать, чем живет сегодняшний учащийся, каковы его ценностные ориентиры жизнедеятельности, определяющие отношение к окружающему миру, к самому себе, т.е. что для современного школьника является главным в жизни. При этом ценностные ориентации рассматриваются как проявление эмоциональной значимости для ребенка нравственных и эстетических ориентиров, которые ребенок усваивает в процессе социализации и освоения человеческой культуры. Знание педагогом ценностных ориентаций является залогом эффективности разработки и реализации образовательных программ, программ воспитания, индивидуальных учебных планов и т.п.
С целью выявления приоритетных для современных школьников ценностных ориентаций Санкт-Петербургским дворцом творчества юных в 2018 году было организовано городское согласованное исследование.
Для проведения исследования применялся анкетный метод с использованием электронного опроса (google-формы). В основу была положена разработанная участниками городского учебно-методического объединения педагогов-исследователей анкета, которая представляет модификацию методик изучения ценностных ориентаций М Рокича, Л.А. Ясюковой, С.Г. Вершловского [2]. Учащимся было предложено выбрать наиболее значимые, с их точки зрения, качества личности и жизненные ценности и дать характеристику человеку, которого на сегодняшний день готовит дополнительное образование. В перечень вопросов анкеты также вошел вопрос о факторах формирования жизненных ценностей людей, где учащиеся выбирали наиболее значимые. В завершение анкеты ребятам было предложено назвать свои идеалы из героев книг, фильмов, среди деятелей культуры, искусства, науки, спорта или политики, а также отметить самые значимые исторические фигуры (в мировой истории, истории России, истории города) и указать наиболее важные их качества.
Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому к опросу были привлечены учащиеся, начиная с 12 лет.
Анкета с аналогичными вопросами была предложена и специалистам дополнительного образования, реализующими дополнительные общеобразовательные программы. Её целью стало выявление согласования/несогласования с позицией учащихся.
От Красносельского района Санкт-Петербурга, в частности Дома детского творчества, в исследовании приняли участие 214 учащихся. Из них:
по возрасту
- 49% учащиеся 12-13 лет (104 человека)
- 40% учащиеся 14-15 лет (86 человек)
- 11% учащиеся 16-17 лет (24 человека)
по гендерному составу
- 40% мальчиков (85 человек)
- 60% девочек (129 человек)
по направленностям дополнительного образования
- 22% художественное творчество (47 человек)
- 10% декоративно-прикладное творчество (21 человек)
- 18% техническое творчество (38 человек)
- 22% краеведение и туризм (47 человек)
- 19% социально-педагогическая направленность (41 человек)
- 9% физкультурно-спортивная направленность (20 человек)
Также в анкетировании приняло участие 43 педагога дополнительного образования. Из них:
по возрасту:
- 16% педагоги 20-30 лет (7 человек)
- 25% педагоги 31-40 лет (11 человек)
- 12% педагоги 41-50 лет (5 человек)
- 20% педагоги 51-60 лет (9 человек)
- 27% педагоги старше 60 лет (12 человек)
по гендерному составу
- 77% женщин (33 человека)
- 23% мужчин (10 человек)
по направленностям дополнительного образования
- 21% художественное творчество (9 человек)
- 20% декоративно-прикладное творчество (8 человек)
- 16% техническое творчество (7 человек)
- 15% краеведение и туризм (6 человек)
- 16% социально-педагогическая направленность (7 человек)
- 12% физкультурно-спортивная направленность (5 человек)
В результате проведенного исследования получены следующие обобщенные данные по учащимся. Так, лидирующие позиции в рейтинге ценностных ориентаций школьников занимают дружба (53%), дружная семья (47%), жизнь без войны (43%). С небольшим отставанием следует здоровье и здоровый образ жизни (28%).
Рисунок 1 - Приоритетные ценности школьников
В середине рейтинга – безопасность (22%), воспитанность (20%). Такие ценности как любовь к Родине, счастье, творчество, помощь другим (людям, животным, природе и т.п.), честность и принципиальность выбрали 18% школьников. От 14 до 11% учащихся выбрали в качестве приоритетных ценностей духовность, интересную работу, познание и интеллектуальное развитие, самостоятельность, уверенность в себе, активную гражданскую позицию, любовь, качественное образование и общение.
Аутсайдерами (от 10 до 3%) в рейтинге ценностных ориентаций являются: понимание и принятие различными людьми друг друга, профессиональное мастерство в предметной области, успешная карьера и материально-обеспеченная жизнь, развлечения и отдых, уверенность в завтрашнем дне.
Рисунок 2 - Рейтинг самых низких значений ценностей школьников
Таким образом, в обобщенном портрете современного школьника, занимающегося в системе дополнительного образования, явно выражены недостаточное стремление к профессиональной самореализации, «живому» общению и проявлению активности в творчестве и в социальной сфере.
Полученные в ходе исследования данные дают возможность проследить изменение рейтинга ценностных ориентаций учащихся по мере их взросления. Об этом наглядно свидетельствует нижеприведенная таблица.
12-13 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | |
1 | Дружба | Дружба | Дружба |
2 | Дружная семья | Дружная семья | Дружная семья |
3 | Жизнь без войны | Жизнь без войны | Жизнь без войны |
4 | Безопасность | Воспитанность | Профессиональное мастерство в предметной области |
5 | Здоровье, здоровый образ жизни | Здоровье, здоровый образ жизни | Здоровье, здоровый образ жизни |
6 | Любовь к Родине, родному городу | Интересная работа | Самостоятельность |
7 | Помощь другим (людям, животным, природе и т.п.) | Честность, принципиальность | Творчество |
8 | Счастье | Помощь другим (людям, животным, природе и т.п.) | Безопасность |
9 | Воспитанность | Любовь | Духовность |
10 | Честность, принципиальность | Познание, интеллектуальное развитие | Интересная работа |
11 | Духовность | Понимание и принятие различными людьми друг друга | Качественное образование |
12 | Творчество | Творчество | Материально обеспеченная жизнь |
13 | Уверенность в себе, сильная воля | Самостоятельность | Познание, интеллектуальное развитие |
14 | Активная гражданская позиция | Счастье | Счастье |
15 | Качественное образование | Активная гражданская позиция | Уверенность в себе, сильная воля |
16 | Общение | Качественное образование | Активная гражданская позиция |
17 | Познание, интеллектуальное развитие | Любовь к Родине, родному городу | Общение |
18 | Интересная работа | Общение | Успешная карьера, конкурентоспособность |
19 | Любовь | Безопасность | Воспитанность |
20 | Самостоятельность | Духовность | Любовь |
21 | Успешная карьера, конкурентоспособность | Профессиональное мастерство в предметной области | Отличный внешний вид, имидж |
22 | Популярность, известность | Уверенность в себе, сильная воля | Популярность, известность |
23 | Материально обеспеченная жизнь | Популярность, известность | Профессиональное мастерство в области педагогики и психологии |
24 | Развлечения, отдых | Материально обеспеченная жизнь | Развлечения, отдых |
25 | Понимание и принятие различными людьми друг друга | Успешная карьера, конкурентоспособность | Уважение, признание |
26 | Профессиональное мастерство в предметной области | Отличный внешний вид, имидж | Уверенность в завтрашнем дне |
27 | Уверенность в завтрашнем дне | Развлечения, отдых | |
28 | Отличный внешний вид, имидж | Уважение, признание | |
29 | Уважение, признание | Профессиональное мастерство в области педагогики и психологии | |
30 | Уверенность в завтрашнем дне | ||
31 | Чистый и счастливый мир |
Табл.1. Сравнительный рейтинг ценностей школьников в зависимости от возраста
Из таблицы видно, что независимо от возраста лидирующие позиции в рейтинге ценностных ориентаций учащихся занимают дружба, дружная семья, жизнь без войны, здоровье и здоровый образ жизни.
Тем не менее, возрастные различия оказывают существенное влияние на динамику рейтинга жизненных ценностей школьников. Так, к 16-17 годам у учащихся возрастает рейтинг таких ценностей как профессиональное мастерство в предметной области (12-13 лет – 26 место, 14-15 лет – 21, 16-17 лет – 4), интересная работа (12-13 лет – 18 место, 16-17 лет – 10), самостоятельность (12-13 лет – 20 место, 14-15 лет – 13, 16-17 лет – 6), материально-обеспеченная жизнь (12-13 лет – 23 место, 14-15 лет – 24, 16-17 лет – 12). Более значимыми становятся духовные ценности (12-13 лет – 11 место, 14-15 лет – 20, 16-17 лет – 9) и ценности творчества (12-15 лет – 12 место, 16-17 лет – 7).
Однако с сожалением следует отметить, что из спектра ценностных ориентаций старшеклассников (16-17 лет) «уходят» помощь другим (людям, животным, природе и т.п.), любовь к Родине, родному городу, честность и принципиальность, хотя в более раннем возрасте они занимали лидирующие позиции.
Рассматривая результаты опроса с гендерных позиций, следует отметить, что не наблюдается отличий в лидирующих ценностях как для всей выборки, так и с точки зрения мальчиков и девочек. Для каждой категории также важны дружба, дружная семья, жизнь без войны, здоровье и здоровый образ жизни.
Однако у мальчиков (юношей) наблюдается тенденция более низких, по сравнению с общими показателями, таких ценностей как творчество (общее значение 18%, для мальчиков – 14%), любовь к Родине, родному городу (общее значение 18%, для мальчиков – 12%), уверенность в себе, сильная воля (общее значение 13%, для мальчиков – 9%). Статистически значимо различаются данные по общим для всей выборки и данные для мальчиков в отношении таких ценностей как «активная гражданская позиция» (общее значение 13%, для мальчиков – 6%) и особенно «любовь» (общее значение 13%, для мальчиков – 4%).
По сравнению с мальчиками к особенностям ценностных ориентаций девочек следует отнести более серьезное отношение к таким ценностям как «активная гражданская позиция» (общий показатель 13%, у мальчиков – 6%, у девочек – 15%), «помощь другим (людям, животным, природе и т.п.)» (общий показатель 18%, у мальчиков – 9%, у девочек – 20%).
Итоги анкетирования педагогов показали, что для них приоритетными ценностями являются «здоровье и здоровый образ жизни», «дружная семья», «жизнь без войны», «интересная работа», «творчество» и «духовность».
Рисунок 3 - Рейтинг приоритетных ценностей педагогов
Середину рейтинга жизненных ценностей педагога занимают:
- «активная гражданская позиция» (23%);
- «воспитанность» (21%);
- «честность и принципиальность» (19%);
- «дружба» и «счастье» (по 16%);
- «безопасность», «качественное образование», «познание и интеллектуальное развитие», «помощь другим (людям животным природе и т.п.)» (по 14%);
- «любовь к Родине и родному городу», «профессиональное мастерство в предметной области», «уверенность в себе и сильная воля» (по 12%).
Самые низкие позиции в рейтинге ценностей педагога занимают:
- «понимание и принятие различными людьми друг друга» (9%);
- «материально обеспеченная жизнь», «самостоятельность» (по 7%);
- «общение», «профессиональное мастерство в области педагогики и психологии», «уверенность в завтрашнем дне» (по 5%);
- «отличный внешний вид и имидж», «уважение и признание», «успешная карьера и конкурентоспособность» (по 2%).
Сравнительные данные итогов анкетирования учащихся и педагогов по вопросу приоритетных жизненных ценностей показывают, что семейные ценности, ценности здоровья и безопасности являются лидирующими для обеих категорий. Вместе с тем, каждый третий педагог считает для себя важными и такие ценности как «интересная работа», «творчество» и «духовность», что, скорее всего, связано с опытом профессиональной деятельности. При этом данные ценности являются приоритетными только от 11 до 14% опрошенных учащихся. Остальные показатели (средние и низкие) как у детей, так у педагогов очень схожи и не имеют статистически значимых различий.
Проблемными зонами с точки зрения социально-творческого развития участников образовательного процесса, как показывают итоги анкетирования, являются низкий рейтинг таких ценностей как активная гражданская позиция, понимание и принятие различными людьми друг друга, успешная карьера и конкурентоспособность. Полученные данные свидетельствуют о необходимости пересмотра используемых в воспитательной работе образовательных учреждений психолого-педагогических и культурно-досуговых технологий.
Низкий рейтинг такой ценности как «профессиональное мастерство в предметной области» у подростков можно объяснить особенностями возраста учащихся, несформированностью их профессионального выбора. Однако подобная позиция педагогов, выявленная в ходе анкетирования, должна стать предметом особого внимания для «ломки» профессиональных стереотипов и подготовки компетентных специалистов не только в области конкретного направления детского творчества, но и в области педагогики и психологии.
Логическим продолжением изучения приоритетных жизненных ценностей современных подростков является определение наиболее значимых, с их точки зрения, качеств личности. В ходе анкетирования 157 учащихся выделили около 150 важных человеческих качеств и сделали более 530 выборов этих качеств.
В числе приоритетных личностных качеств, как показали результаты исследования, учащиеся выделяют следующие:
Рисунок 4 - Значимые качества личности по мнению учащихся
Эти данные частично совпадают с рейтингом ценностных ориентаций, особенно по такому показателю, как «дружба».
Вместе с тем, такие качества как «креативность», «творчество», «образованность» и «профессионализм, компетентность» выделяет в качестве главных только 3% опрошенных учащихся, что также совпадает с рейтингом жизненных ценностей современного подростка и еще раз подтверждает необходимость кардинальных изменений в целевых установках и обеспечивающих их реализацию психолого-педагогических технологиях системы образования.
Результаты данных анкетирования в соответствии с возрастом учащихся показывают, что учащиеся 12-13 лет выделяют 64 качества личности, среди которых ведущее место занимают доброта, честность и отзывчивость. Большое количество ответов (48) были одиночными, т.е. представлены только по 1% респондентов. К сожалению, среди них такие качества как компетентность, лидерство, образованность, патриотизм, красота, саморазвитие, талант и творчество.
У учащихся 14-15 лет спектр личностных качеств значительно расширяется и увеличивается до 87 позиций. Главенствующее место в их рейтинге занимают доброта, честность, целеустремленность.
В возрасте 16-17 лет у учащихся наблюдается более осмысленное отношение к личностным качествам, что отражается в снижении количества выделяемых позиций (31 качество). В этом возрасте подростки выделяют ответственность, честность и целеустремленность.
В целом сравнительные данные по наиболее значимым качествам личности для учащихся разных возрастных категорий можно представить в виде таблицы
12-13 лет | 14-15 лет | 16-17 лет | |||
Доброта | 40% | Доброта | 53% | Ответственность, верность слову | 40% |
Честность | 32% | Честность | 51% | Честность | 40% |
Отзывчивость, взаимпонимание | 24% | Целеустремленность | 27% | Целеустремленность | 33% |
Дружелюбность, доброжелательность | 18% | Дружба, дружелюбие | 27% | Доброта | 33% |
Справедливость | 15% | Ответственность | 25% | Интеллект, аналитическое мышление | 27% |
Ум, любознательность, знания | 15% | Трудолюбие | 19% | Чувство юмора | 20% |
Трудолюбие | 14% | Общительность | 14% | Порядочность | 13% |
Целеустремленность | 13% | Чувство юмора | 12% | Адекватность | 7% |
Коммуникативность | 10% | Открытость | 8% | Внимательность | 7% |
Таким образом, проведенное исследование позволяет определить специфику и общие тенденции развития ценностных ориентаций современного подростка, что дает возможность педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы и могут стать основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.