Важнейшей составляющей технологии развития социальной креативности является детское социальное проектирование, т.е. создание условий для включения обучающихся в социально-значимую деятельность, которая способствует с одной стороны изменению окружающей среды, с другой стороны – самосовершенствованию и социальному развитию ребенка.
Актуальность проектных технологий для современного образования определяется его многоцелевой социальной направленностью. Общим теоретическим вопросам организации проектной деятельности учащихся на современном этапе посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др. Практика использования метода социального проектирования показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» (Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат. – М.: Просвещение, 2000. – 187 с.)
Социальное проектирование мы рассматриваем как творческий процесс, соответствующий природе творчества и логике творческого преобразования социальной среды и себя в социуме.
Последовательность создания социального проекта можно представить следующим образом:
Подготовительная стадия
- Инициатива
Инициатива в создании социального проекта является результатом осознания ребенком (в процессе взаимодействия с педагогом) необходимости изменения современной социальной ситуации.
- Подготовка
Изучение детьми информационного поля, видение противоречий, сбор информации, первоначальный анализ, формулировка вопросов (где? как? почему? и т.д.), выявление спектра социальных проблем.
- Выбор
Выбор, понимание и формулирование актуальной для детей и доступной для реализации социальной проблемы.
- Анализ
Рассмотрение выделенной проблемы с разных сторон и определение рисков и трудностей.
Продуктивная стадия
- Генерация идей
Возникновение идеи, замысла разрешения социальной проблемы, определение цели и задач.
- Сбор информации
Сбор и анализ информации непосредственно связанной с проблемой.
- Осознание способа решения и исполнение
Поиск средств воплощения, оформления и реализации идеи, поиск формы, преобразование информации в новое качество, поиск ресурсов, распределение ролей (обязанностей), критический анализ идеи, доработка деталей, совершенствование.
- Создание проекта
Воплощение идеи, оформление проекта.
- Презентация проекта и его экспертиза
Представление проекта заинтересованным сообществам (маркетинг), защита и экспертная оценка проекта.
Стадия реализации и оценки
- Реализация проекта
Практические действия и мероприятия по выполнению проекта.
- Оценка и самооценка
Оценка эффективности реализации проекта и значимости его для социума.
Структура и содержательные ориентиры оформления текста проекта
Информация для педагога | Вопросы для детей |
Название проекта – отражение сути проекта. | О чем проект? |
Авторы и координаторы проекта – группа разработчиков и реализаторов. | Кто создает и реализует проект? |
Идея проекта – это представление, образ, мечта об улучшении окружающего мира, общества, среды. Основа идеи может быть связана с: социальными ценностями (семья, любовь, дружба, взаимоотношения, традиции), социальными нормами (культура поведения, этика, ОБЖ, ПДД), стилем жизни (ЗОЖ, спорт, туризм) и т.п. | Что ты хочешь сделать? |
Проблема – это то, что послужило основанием возникновения идеи. Анализ социальной ситуации: что вызвало проблему;описание самой проблемы;описание причин, почему возникла необходимость проекта. | Почему ты хочешь это сделать? |
Цель – осознанное представление реалистичного, конкретного результата деятельности в рамках проекта. | Чего ты хочешь достичь? |
Задачи – шаги по достижению сформулированной цели. | Как ты хочешь этого достичь? |
Аудитория проекта – адресность (для кого предназначен проект): пол, возраст, социальный статус, дополнительные характеристики (если требуются). | Для кого ты хочешь это сделать? |
Ресурсы проекта – это с помощью кого и чего реализуется проект. Группы ресурсов: методические (литература), кадровые, материально-технические (оборудование, техника, реквизит), финансовые, информационные (реклама, публикация). | С помощью чего ты хочешь этого достичь? |
Характеристики проекта – сроки проведения (с … по …). Длительность: краткосрочный - до 1 года, среднесрочный - 1-3 года, долгосрочный - 3-5 лет. Масштаб: местный (внутри коллектива, учреждения), муниципальный округ, районный, городской и т.д. | Когда и где ты хочешь этого достичь? |
Содержание проекта – этапы: планирование, подготовка, реализация, подведение итогов. Каждый этап включает в себя перечень мероприятий, сроки выполнения, ответственных лиц. | План твоих действий (программа). |
Ожидаемый результат – определяется в соответствии с целью и задачами проекта. | Каким ты видишь результат? |
Детское социальное проектирование. Алгоритм создания детского социального проекта
Алгоритм создания социального проекта
Методические материалы к детскому социальному проектированию