Социальная креативность в современном обществе выполняет ряд существенных функций:
- социально-преобразующую (реконструкция социальных стереотипов, созидание и реализация образов несуществующих моделей социального мира, способствующих эволюции общества);
- мотивационную (творчество других мотивирует творчество «для других»);
- коммуникативную (эффективное взаимодействие с людьми в процессе межличностного общения и сотворческой деятельности);
- адаптационную (социализация и творческая адаптация человека к изменяющимся условиям социальной среды);
- прогностическую (стратегическое планирование межличностных событий и прогнозирование динамики социального развития общества);
- экзистенциальную (саморазвитие в контексте активного интерсубъектного взаимодействия и самосознание личности, формирование креативной модели мира и позиции творца).
Таким образом, «социальная креативность — это не роскошь, а необходимость, вызванная проблемами, с которыми люди сталкиваются в XXI веке» [118, 5]*.
Развитие социальной креативности актуально для каждого отдельного человека, поскольку проблемные задачи социального содержания являются наиболее распространенными в социуме. В реальных жизненных обстоятельствах эти проблемы часто требуют мгновенного принятия решений. Здесь остро встает вопрос последствий этих решений, которые при неудачах сопровождаются глубокими переживаниями, негативно влияющими на продуктивность и качество жизни.
Изучение социальной креативности имеет большое значение не только для отдельного человека и общества в целом, но и для профессиональных сообществ, а создание условий для развития социальной креативности подрастающего поколения становится одним из приоритетов развития образования в целом, в том числе системы дополнительного образования детей. В современных нормативно-правовых документах системы образования [1–10] ставится задача формирования творческой, инициативной личности, способной на нестандартное мышление, ответственной за позитивные преобразования социальной среды.
Усиливающийся масштаб перемен и новый вектор развития формируют запрос образованию на новое поколение, отличающееся высоким уровнем креативности и творчества. Российская система образования активно перестраивается под этот новый запрос, существенно трансформируя образовательную среду как среду креативную, открытую, принимающую и стимулирующую.
Социальное творчество и обеспечивающая его социальная креативность становится профессионально значимым качеством педагога, необходимым для решения быстро меняющихся задач педагогической деятельности, профессионального общения, разработки инновационных проектов и развития социально ориентированного творчества детей.
* Ссылки указаны в соответствии с библиографией коллективной монографии «Социальная креативность: теория, диагностика, технологии» (СПБ.: Изд-во ВВМ, 2019. – 307 с.)