Метод полифункционален и направлен на развитие динамических, инверсивных возможностей социального интеллекта. В отличие от поиска, цель которого найти наилучший оптимальный подход к решению социальной проблемы, данный метод — это стремление найти как можно большее количество различных подходов. Главное — уйти от стереотипов, фиксированных моделей и создать условия для появления новых вариантов. Каждая альтернатива должна быть источником нового поиска, новых сомнений и предположений. Как показывает практика, результаты эксперимента обусловлены стимульным материалом. Чем сложнее стимул — тем больше альтернатив. И наоборот, чем элементарнее стимул, тем труднее поиск вариантов.
В качестве стимула может быть — сюжетная картина, иллюстрация, фотография, художественный (литературный) текст (например, басня.), где изображена социальная проблематика, допускающая различное толкование. Варианты заданий: описать, что изображено на картине, дать различные трактовки ситуации, представленной на ней, Высказать различные точки зрения от лица людей, «действующих в данной истории». Изменить расстановку акцентов в предложенном материале. Сделать заключение, отличающееся от авторского. Оценить событие или явление с двух противоположных позиций (игра «Хорошо — плохо»).
Варианты социальных проблем для поиска альтернативных решений:
- положение молодежи в обществе;
- государственная молодежная политика;
- снижение качества образования;
- повышение преступности среди молодежи;
- наркотики, кризис семьи;
- проблемы инвалидности;
- экология;
- толерантность;
- патриотизм;
- насилие в семье;
- высокий уровень преступности среди несовершеннолетних;
- высокий процент суицидов в подростковой среде.