Сущность социальных инверсий заключается в движении в противоположном направлении («бросок в противоположность») и предполагает преобразование негативных социальных ситуаций в позитивные.
Учащимся предлагается рассмотреть ситуацию и ответить на вопросы: «Что, если бы все было наоборот? Что, если я сосредоточусь на другой стороне этой социальной ситуации? Вместо того чтобы спрашивать, как что-то делать, спросите, как этого не делать».
Инверсия заставляет рассматривать аспекты социальной ситуации, которые часто скрыты.
Логика реализации стратегии «Социальные инверсии»:
- формулирование социальной проблемы, отраженной в предложенных ситуациях (видеосюжеты, фотографии, реальные учебные или жизненные ситуации и т. п.);
- определение возможных негативных последствий ситуации;
- преобразование ситуации в позитив в педагогическом контексте (Что делать?).
Стимульным материалом для реализации техники социальных инверсий могут служить фотографии.
Например:
Фотография № 1
Трактовка ситуации: рискованное поведение подростков; подросток переживает восторг; возможна гибель.
Преобразование ситуации: предложить подростку заниматься в секции каскадеров под присмотром взрослого.
Фотография № 2
Трактовка ситуации: нарушение детско-родительских отношений; неумение справляться с конфликтом у взрослого: и мать, и девочка отказываются договариваться; девочка не научится решать конфликтные ситуации.
Преобразование ситуации: мать, как более мудрый человек, первой должна пойти на компромисс и начать договариваться.
Фотография № 3
Трактовка ситуации: изоляция в детском коллективе; девочки сплетничают, та, против которой настроен коллектив, гордо переживает одиночество; буллинг.
Преобразование ситуации: включение девочек в совместную деятельность.
Фотография № 4
Трактовка ситуации: компьютерная зависимость у детей; ребенок поглощен компьютерной игрой; выработка зависимого поведения.
Преобразование ситуации: совместная деятельность ребенка и взрослого в реальном мире, обучение взаимодействию.