Актуальность разработки и внедрения социокреативных стратегий в практику обусловлено системными вызовами для российского образования. «Императив инновационного развития России ставит как одну из ключевых задачу подъема образования как системы формирования интеллектуального капитала нации и как одну из главных сфер производства инноваций» [100, С. 10–11]*. Сегодня востребована социальная функция образования — обеспечение единства общества через социализацию молодежи, опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития. «Важнейшим требованием к результатам образования является запрос на массовость креативных компетентностей» [100, С. 11].
В связи с этим возникает необходимость обоснования и разработки социально-креативных стратегий, которые определяют целевые установки и содержательные ориентиры технологического ресурса социализации и развития творческого потенциала личности.
– Стратегия (др. греч. στρατηγία, «искусство полководца») — интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей.
- Креативные стратегии — интегрированные модели действий, способы обработки информации для генерирования и реализации инновационных идей.
- Социально-креативные стратегии в образовании определяются как интегрированные модели действий педагога по проектированию социальных и креативных процессов, социальных и креативных качеств и отношений.
Стратегии обоснованы и сформулированы на основе интеллектуальных и творческих достижений выдающихся деятелей культуры и науки прошлого и современности (Л. да Винчи, А. Эйнштейна, А. Сосланда, В. Кандинского, Л. С. Выготского, С. Медника, В. С. Ротенберга, Р. Дилтса и др.).
Содержание стратегий составляют индикаторы креативных проявлений человека в социальном контексте и определяют целевые и содержательные ориентации развития: открытость новому опыту, возможность видеть социальную проблему с разных сторон, мотивация самопознания и саморазвития, способность продуцировать, реализовывать и совершенствовать идеи, чувство независимости и ответственности, способность самостоятельно оценивать свое творчество и осознать ценность «творческого Я» своей личности, реконструировать социальные стереотипы и т. д.
Спектр социально-креативных стратегий достаточно широк:
- стратегия А. Сосланда «Воспринимать новое, быть новым, создавать новое»; формирование открытости новому опыту (С. 16-17);
- стратегия Л. Да Винчи «Saper vedere» или «системное видение», искусство видеть социальную проблему с разных сторон (С.26-27);
- «Антимифы» — реконструкция социальных стереотипов (личностных, этнических, гендерных, межвозрастных, педагогических, профессиональных и др.) (С.18-19);
- стратегия «Позитивная модель будущего» (самопознание — мотивация саморазвития — самореализация) (С.18-21);
- «Я познаю, Я выбираю, Я созидаю, Я отвечаю» — стимулирование ответственности, независимости, самостоятельности;
- «Идеи без границ» — генерация идей;
- стратегия А. Эйнштейна — визуализация, формирование образов и зрительных конструкций, как источника «продуктивного интеллекта» (С.27-29);
- стратегия Кайдзен или стремление к совершенству в условиях дефицита ресурсов (С.24-25);
- стратегия В. Кандинского — развитие синестезии, полимодального восприятия мира, поиск и обоснование синестетического, эмоционально-духовного единства различных видов искусства и его восприятия (С.22-24);
- «Код метафоры» (Е. И. Целикова) — развитие метафорического мышления, ассоциативности, способности к преобразованию, трансформациям, художественному эксперименту и аналогиям;
- «Динамика мира — это интересно» — позитивное восприятие динамики мира не как цепь чрезвычайных происшествий, а как естественное состояние;
- «Сам себе критик» — самостоятельное оценивание своего творчества и осознание ценности творческого Я своей личности;
- стратегия Уолта Диснея (мечтатель — реалист — критик) (идеи — реализация — совершенствование) (С.30- 31);
- стратегия Э. де Боно — формирование гибкости при смене социальных ролей и позиций;
- «Картина мира и другие миры» — развитие толерантности; гармонизация межличностных отношений и согласование интересов;
- «Мы — команда» — сотрудничество и сотворчество;
- стратегия, которая связана с таким когнитивным стилем как толерантность к нереалистическому опыту (М. А. Холодная) (С.25-26);
- социальные инверсии (преобразование негативных социальных ситуаций в позитивные) (С.29-30);
- стратегия С. Джобса «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь?» — развитие мотивации перспективы и другие.
При этом каждая стратегия предоставляет спектр возможностей для вариантного методического воплощения в разных возрастных группах, в разных видах творчества, в том числе в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной и др.).
* Ссылки указаны в соответствии с библиографией коллективной монографии «Социальная креативность: теория, диагностика, технологии» (СПБ.: Изд-во ВВМ, 2019. – 307 с.)