Презентация «Феномен двоечников»
Профессиональные стереотипы есть отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т. е. не только знаний, но и автоматизированных способов деятельности, умений, навыков, управляемых подсознательными установками. Подобные навыки развиваются, как правило, из тех качеств, которые полезны для данной профессии. Однако если основная доля поведения строится на таких стереотипных действиях или они распространяются на широкое пространство профессиональной деятельности (и даже за ее пределы), это свидетельствует о профессиональной деформации личности.
Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности. Объем информации, необходимый для плодотворной работы, возрастает с большой скоростью. Усвоенный материал нуждается в постоянном обновлении. Быстрее всего устаревают знания, относящиеся к узкой специальности, медленнее — фундаментальные, теоретические. Менее всего устаревают способности к анализу, навыки восприятия нового, что важно для продуктивной творческой деятельности.
В педагогической деятельности наиболее распространенными стереотипами являются:
- «Иллюзия всезнания» (предубеждение против нововведений и инноваций. Установка — «Ничего нового мне не сообщат»).
- Типизация учеников («Это — лентяй», «Это — шалун», «Это — растяпа»). Пример типизации — рассказ А. П. Чехова «Учитель словесности».
- Нетерпимость к молодежной культуре (конфликт поколений).
- Перенос профессиональных привычек на другие сферы жизни (поучения, разъяснения, нравоучения).
- Авторитарные установки («Учитель всегда прав») и другие.
Особенно «опасны» стереотипы, которые становятся профессиональными мифами — устойчивыми, неподдающимися преобразованиям конструктами.
Наиболее распространенной является современная «Мифология способностей»:
Миф 1. «Бездарность — это норма. Талант — патология, ненормальность».
Ориентации на «усредненность», на среднестатистический стандарт традиционны для нашего общества.
Основания для реконструкции стереотипа: альтернатива.
Антимиф: «Талант — это норма, бездарность — патология».
Миф 2. «Для развития способностей необходима интенсивная деятельность». Этот миф повторяется на всех конференциях как аксиома.
Основания для разрушения стереотипа: не любая деятельность развивает. Интенсивная деятельность может привести к стагнации личности и даже к ее деградации. Развивает только та деятельность, которая: а) соответствует природе предмета деятельности; б) которая приносит радость (Позитивный эмоциональный фон деятельности как тест на одаренность!).
Задание: самостоятельно сформулировать «антимиф».
Антимиф:
Миф 3. «У матери было три сына: два умных, третий — футболист». Основания для разрушения стереотипа: основой всех специальных способностей, в том числе и спортивных, являются общие способности.
Это генеральный фактор одаренности.
Задание: самостоятельно сформулировать «антимиф».
Антимиф:
Миф 4. «Одаренный ребенок — это тот, кто схватывает «на лету», быстро соображает и хорошо учится».
Основание для коррекции установки: многие учителя не понимают сущности творчества и негативно относятся к нестандартности, что при- водит к задержке развития творческого мышления и даже к дискриминации детей с креативными характеристиками в поведении.
Существует два типа одаренности (способность к обучению и творческая одаренность).
Задание: самостоятельно сформулировать «антимиф».
Антимиф:
Миф 5. «Нет неспособных детей, есть неспособные учителя».
Этот миф не имеет ничего общего с подлинным гуманизмом и верой в ребенка.
Основания для разрушения мифа: от природы есть задатки (а не способности). Задатки есть у всех, но они разные. Существует сензитивное время для развития определенных способностей.
Задание: самостоятельно сформулировать «антимиф».
Антимиф:
Миф 6. «Если есть у человека талант, то он всегда пробьется».
История этого мифа — древняя. Истоки мифа — в представлении о божественном происхождении гения («То, что богом создано, им же защищено»). Это понимание проникло в массовое сознание и породило безответственное отношение к одаренным детям со стороны государства, учреждений образования, учителей и сделало малопривлекательной проблему развития одаренных детей в условиях особым образом организованных воспитательно-образовательных систем.
Основания для коррекции установки: процесс развития способностей обусловлен многими факторами (социальными, генетическими, психологическими, педагогическими).
Задание: самостоятельно сформулировать «антимиф».
Антимиф:
Как показывает практика, данный перечень «мифов» — вариант открытый. В современном педагогическом менталитете существуют и другие установки, которые не позволяют видеть все многообразие педагогических явлений и нестандартно на них реагировать.
Поэтому рефлексия профессиональных стереотипов, их осознание — важный этап развития педагогического творчества. В связи с этим в качестве дополнения к данной методике может быть предложено задание — «увидеть» и сформулировать стереотипные установки, которые мешают профессиональному развитию, и осознанно их диссоциировать.