СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Диагностика изучения и индивидуальные модели социальной креативности ребенка

Презентация «Социальное творчество ребенка: индивидуальные модели социальной креативности»

Диагностическая программа включает комплекс апробированных в педагогической практике, модифицированных и авторских методик изучения социальной креативности ребенка. В нее входят проективные, рефлексивные и экспертные методики, которые основаны на соотношении самооценки учащихся и экспертной оценки педагога, а также «внешней» оценке достижений ребенка в социальном творчестве.

Диагностическая программа разработана в соответствии со структурными компонентами модели социальной креативности и представлена в диагностической карте.

Диагностическая карта изучения социальной креативности

Структурный компонент социальной креативностиПараметры компонентаПоказатели, характеристикиВарианты методик диагностики
Социальная мотивацияСоциальный интерес.Рейтинг социальных интересов в структуре актуальных познавательных интересов детей. Характеристики интереса:
- эмоциональные;
- когнитивные;
- поведенческие.
Методика «Карта интересов» (учащиеся 7-11 и 12-16 лет). Эксперт-метод «Социальный интерес» (педагог).
Социальные ценностиЦенностные ориентации детей.Рейтинг социальных ценностей в структуре ценностных ориентаций ребенка.Особенности социальных ценностей детей.Методика «Ценностные ориентации» (учащиеся 7-11 и 12-16 лет). Эксперт-метод «Социальные ценности» (педагог).
Толерантность.Социальные установки в различных сферах взаимодействия.Экспресс‑опросник «Индекс толерантности» (учащиеся 12-16 лет)
Социальный интеллектВосприятие и понимание себя и других людей (рефлексия и эмпатия).Адекватность понимания эмоциональных состояний других людей.Эмоциональная рефлексия.Мимический экспрессивный тест (учащиеся
7-11 и 12-16 лет). Эксперт-метод «Социальный интеллект» (педагог).
Социальная компетентностьАктуальные знания о социуме.Опыт самосовер-шенствования и сотрудничества.Актуальные знания о социуме.Коммуникативные технологии.Опыт сотрудничества.Опыт социального творчества.Метод самооценки учащихся «Социальная компетентность» (учащиеся 7-11 и 12-16 лет). Эксперт-метод «Социальная компетентность» (педагог).  
Социальная активностьCоциальная позиция.  Актуальное стремление к социально-значимой деятельности.Позиция по отношению к опыту и достижениям других.Мотивация перспективы.Участие в социально-значимых мероприятиях.Эксперт-метод «Социальная позиция» (педагог).
Достижения ребенка в социальной сфере.Опыт социального проектирования.Количество и качество социальных проектов.«Дневник достижений» (учащиеся 7-16 лет).

По каждой диагностической методике, как для учащихся, так и по экспертной оценке педагога, определяются коэффициенты развития основных компонентов социальной креативности, что позволяет создать индивидуальные модели социальной креативности ребенка на основе его самооценки и экспертной оценки педагога.

Вариант индивидуальной модели социальной креативности учащегося

Рисунок 1 - Индивидуальная модель структуры социальной креативности

Данные модели позволяют определить актуальные зоны (самые высокие значения), «зоны ближайшего развития» (средние значения) и проблемные зоны (самые низкие значения) в проявлении социальной креативности ребенка и на их основе разработать индивидуальные образовательные маршруты.

Рисунок 2 - Зоны развития социальной креативности

Кроме того, полученные данные позволяют определить типы моделей социальной креативности: гармонизированный (равномерное распределение показателей, как высоких, так и низких, всех компонентов социальной креативности), деформированный (при наличии высоких показателей по одному или нескольким компонентов наличие низких показателей по другим компонентам), акцентированный (значительное преобладание одного из компонентов).

Примеры различных типов моделей социальной креативности представлены на нижеследующих рисунках.

Рисунок 3 - Гармонизированная модель социальной креативности

Рисунок 4 - Деформированная модель социальной креативности

Рисунок 5 - Акцентированный тип модели социальной креативности

Варианты моделей по итогам диагностики

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера