СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии развития способности к разрушению и реконструкции стереотипов

Вызов ярлыкам

Мы должны стремиться видеть явления такими, какие они есть на самом деле, а не смотреть на них через линзы навешанных на них ярлыков.
Э. де Боно

Вызов ярлыкам техника развития способности к «разрушению» и реконструкции социальных стереотипов.

«Дать имя предмету — значит овладеть им», — писал Ж.П. Сартр, тем самым констатируя важность категоризации мира. Обозначить, определить явление, «дать ему имя», сформулировать понятие — необходимый результат процесса познания. Имена, понятия превращают изучаемые нами явления в полноправные модели нашего сознания. Они фиксируют элементы мира, помогают сохранить стабильность и постоянство. Они эффективны и удобны. В этом преимущества системы имен. Вместе с тем в этой стабильности заключена и серьезная опасность. Мир постоянно меняется, а понятия, имена и то содержание, которое мы вкладываем в них, остаются прежними. Имена постепенно становятся ярлыками, клише, стереотипами, которые не способны отражать всю динамику развития мира.

Метод «Вызов ярлыкам» направлен на развитие гибкости мышления, способности к диссоциации, реструктуризации и преобразованию стереотипных моделей.

Примерные задания:

  1. Поиск и реконструкция стереотипов: найти в любом тексте (газета, статья и т. д.) штампы — стереотипные выражения, придумать оригинальные эквиваленты стереотипным моделям, сравнить варианты, проанализировать, высказать сомнения.
  2. Полемика. Двух учащихся просят провести полемику на определенную тему (например, «Уступчивость — это добродетель? Это хорошо или плохо?»). Другие отмечают стереотипы. Высказывают свое мнение. Обобщают информацию и делают выводы.
  3. Парафразы. Необходимо перефразировать слово, фразу, заголовок в тексте без изменения существенного смысла. Обсуждение вариантов. Выводы.
  4. Сочиняем новый ярлык. Пример — понятие «патриотизм». Обозначить семантическое поле данного понятия (героизм, долг, добродетель, национализм, интернационализм, уважение к традициям других стран, лжепатриотизм, страна как ценность и т. д.). Задание — «сочинить» новое слово, в содержании которого были бы отражены основные позитивные значения понятия «патриотизм».
Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера