СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии развития способности к разрушению и реконструкции стереотипов

Технологии развития способности к «разрушению» и реконструкции стереотипов

Я боюсь людей без убеждений, но еще больше — людей, которые не могут от них отказаться.
Д. С. Лихачев

Порой самая несгибаемая позиция – результат паралича.
С.Е. Лец

Любая система (культура, общество, искусство, наука, образование и т. д.) полноценно функционирует и развивается тогда, когда в ней реализуются две разнонаправленные тенденции: сохранение традиций (стабильность, устойчивость) и динамические процессы преобразований (творчество). Если доминирует первая — начинается застой (а затем и распад). Если доминирует вторая — система становится неустойчивой, реален риск разрушения. Баланс, сочетание этих тенденций обеспечивает бескризисное «устойчивое развитие» системы.

Эти две тенденции (накопление информации и генерация новых идей, творчество) можно рассматривать в качестве одного из основных методов человеческого познания в целом.

Познавательные процессы — высокоэффективная система. Функционируя, она преобразует все, что окружает человека, в некие «конструкты», модели, ориентиры, с помощью которых выстраивается понятная и «удобная в использовании» картина мира. Сложившиеся модели используются для принятия решений, они стабилизируют элементы мира. Система моделей-стереотипов действует надежно и выполняет позитивные функции, но до некоторых пределов. Стереотипы при определенных обстоятельствах становятся «коварными ловушками», мешают видеть мир в динамике и непрерывном движении, они становятся жесткими конструктами, «манипуляторами» сознания и тормозят развитие креативности.

Диссоциация, «расщепление» стереотипных связей, разрушение и реконструкция стереотипных установок — процесс управляемый. Основными направлениями освобождения сознания от стереотипных моделей и представлений, не адекватных изменяющемуся миру, являются: развитие экстенсиональности (открытости к новому опыту); способности видеть все с новых позиций, переоценивать свой опыт, смотреть на себя «новыми глазами», отказываться от привычных схем, стратегий, даже если они приносили успех; развитие способности децентрировать проблему и воспринимать противоположную точку зрения, подвергать сомнению «несомненные истины». Развитию этих качеств личности способствуют методы: «Вызов ярлыкам», «Поиск альтернатив», «Метод эвристических вопросов» («Метод «почемучки»), «Антимифы», а также технологии генерации идей («Синектика», «Метод мозгового штурма») и другие.

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера