СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВ

Современный ребенок в социуме и системе социального творчества

Социальный мир современного ребенка изменился кардинально по отношению к социальному миру, в котором ребенком жили его родители и, тем более, бабушки и дедушки. В 50-е или 60-е гг. 20-го столетия вполне реальной была ситуация, когда в субботу после 15 часов (тогда родители работали в субботу до 15 часов) выходили на улицы небольших городков взрослые и дети и совместно играли в лапту. Взрослые были часто покалечены (отзвук недавно прошедшей войны), а дети могли быстро бегать, поэтому в игре объединялись четкость броска взрослых и быстрота бега детей. Ребенок не был отделен от мира взрослых, а в процессе игры учился быть частью команды, имеющей одну цель. Социальная креативность не спускалась сверху, но была внутренней имплицитной частью этого временного коллектива детей и взрослых.

Дети самостоятельно играли на улице, порой это были сложные действия, например, постановки дворовых спектаклей или прокладывание маршрута по едва заметным знакам, выложенным другой командой.

После столь мощной подготовки на уровне двора дети, вырастая, могли в университете или институте сами организовать театры миниатюр, литературные вечера, поисковые отряды и многое другое. Спецификой этой социальной активности была внутренняя потребность реализовываться в социуме, не ища поддержки взрослых (или при минимальной их поддержке).

Взрослые организовывали другого рода социальное взаимодействие: сбор картошки в соседнем колхозе, работа на овощебазе, — то есть на них лежало обеспечение общественно полезной активности, а творчество полностью отдавалось на откуп молодых.

Сейчас ситуация изменилась кардинально: детей не пускают на улицу взрослые. У них нет опыта самоорганизации во дворе. Взрослые водят за ручку детей в музыкальную школу и на спортивные секции, поэтому и там дети не могут организовать нечто самостоятельно. В школе все делается под строгим надзором учителя. Во многих школах создаются органы самоуправления, но они находятся под строгим приглядом завуча или другого взрослого, который предлагает, помогает, организует или даже просто управляет активностью учащихся.

Именно поэтому, когда человек поступает в университет, он может начать самостоятельную активность. Но она весьма быстро будет включена в некоторую структуру, которая находится под надзором (интенсивность зависит от конкретного человека, которому этот надзор поручен) взрослого, который должен отчитываться за активность этого органа самостоятельной активности студентов.

Но взрослые не учитывают огромное поле социальной креативности детей. Пока не подконтрольна взрослым — социальная активность в цифровом пространстве. Пока взрослые менее эффективны там и владеют Интернет технологиями явно хуже детей, которые легко осваиваются в социальных сетях. Высокая эффективность этого поля была продемонстрирована во время взрыва в метро в Санкт-Петербурге. Молодые люди активно искали друг друга, чтобы убедиться в сохранности членов того или иного сообщества. И именно они организовали группу, которая позволяла найти людям способ добраться до дома. Это свидетельствует о большом потенциале этой формы активности.

Пока это пространство явно не в полной мере освоено и детьми, и подростками. Чаще всего — это способ совместного сбора в конкретном месте или место аккумулирования информации определенного сорта. Все преподаватели знают, что каждая университетская группа образует группу в интернете, с помощью которой они обмениваются всей информацией, которая необходима в процессе учебы. И здесь проявляется удивительная креативность в том, как сократить объем подготовки к занятиям на каждого студента, распределив усилия между всеми.

Любой здоровый ребенок обладает двумя основными характеристиками, позволяющими ему стать часть того культурно-исторического пространства, в котором он родился: способностью адаптироваться  и способностью к творчеству.

Ю. Харари в книге «Sapiense. Краткая история человечества» утверждает, что завоевание человеком пространства земли обусловлено гибкими способностями к объединению. Согласно его данным, примерно 70 тыс. лет назад существовало не менее 6 видов человека. Только у нашего вида возникла мутация, изменившая структуру вокального аппарата, что привело к появлению речи. И уже речь способствовала договоренностям больших групп людей. У других 5 видов такой мутации не было, и у них не было инструмента объединения и договоренности для больших совместных дел.

Вторая мутация, изменившая наш вид — повтор одного гена более 800 раз, что привело к появлению лобных долей, которые затем приобрели функцию долгосрочного планирования. Планирование — это воображение того, что пока отсутствует в наличии, но может быть создано активной деятельностью. Все это есть в каждом здоровом ребенке, пока общество не отобьет охоту свободно реализовывать собственные фантазии.

В настоящее время с помощью Интернета возможности к объединению больших групп людей возросли неимоверно. Однако креативность не изменилась, и, кроме всего прочего, возникли барьеры, резко ограничивающие самостоятельность молодежи.

Современные молодые люди не могут собраться и посадить лес или начать уборку мусора на большой территории: всюду нужны согласования в органах власти, а в последнем случае — грузовики, которые могут вывезти мусор, и нужно специально искать место, куда этот мусор может быть доставлен. Процесс согласования порой так долог и заканчивается многочисленными ограничениями: лес нужно сажать не там, где запланировали, а существенно в более отдаленном районе; мусор некуда и некому вывозить, и нужны особые средства для этого, которых у молодых энтузиастов может не быть. Посещение пожилых людей должно быть оговорено с социальной службой, чтобы волонтеров пожилой человек вообще пустил в дом.

В одном из детских садов Санкт-Петербурга к Новому году была подготовлена елка, которую украсили дети своими игрушками. Затем выяснилось, что эту елку не брали ни в одной больнице и доме престарелых города (это связано с определенной волокитой и санитарными нормами) до тех пор, пока по большим связям ее не удалось пристроить в одно из социальных учреждений. Больше детский сад таких акций не устраивает, а дети не учатся благотворительности.

Именно поэтому социальная креативность может интересно существовать в рамках особых проектов, специально на это направленных, где некоторая группа взрослых берет на себя ответственность по согласованию многочисленных документов для реализации детских замыслов. И тогда эта детская инициатива вновь ограничивается воображением взрослых и направляется в русло разрешенных властью возможностей.

Для эффективной реализации социального творчества детей и подростков необходима свобода реализации и быстрый канал взаимодействия с организациями, принимающими решение на уровне городской администрации. Иначе негативный опыт самостоятельной активности навсегда отобьет желание что-то создавать в социуме.

Презентация «Современный ребенок в системе социального творчества»

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера