СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии генерации идей

Синектика

Синектика (Дж. Гордон) - один из эффективных способов активизации творчества в контексте социального взаимодействия. Ключевые слова, характеризующие данный метод: ассоциации, подсознание, импровизация, аналогии, метафора, освобождение от контекста, медитация, «откладывание оценок», наложение процессов.

Основной «инструмент» метода — ассоциации, аналогии как средство смещения творческого процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности. Чтобы ускорить процесс по- рождения идей, творческая задача, прежде всего, освобождается от кон- текста, привычных связей, широко используются аналогии (прямые, субъективные, символические и фантастические), которые облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.

  1. этап.

Подбор группы (6–7 человек), из них 3 «специалиста» в области исследования проблемы и 4 «дилетанта» (царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…). Дилетанты необходимы для «расшатывания» профессиональных стереотипов «специалистов».

2 этап.

Тренинг ассоциирования и аналогий для решения задач и преодоления психологических барьеров общения, «страхов самовыражения».

Примерные задания для тренинга: Составление предложений из 3–5 слов, поиск общего (в трех словах найти как можно больше общих признаков); поиск аналогов (требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову); поиск соединительных звеньев (найти предметы, которые могут быть мостиком от одного явления к другому); новые способы применения обычных предметов; закончить рисунок необычным способом; дописать предложение с различными вариантами окончаний
и другие.

3 этап.

Анализ социальной проблемы, освобождение ее от привычного, очевидного, стереотипного контекста, диссоциирование стереотипных связей.

4 этап.

Решение задачи с помощью уникальных аналогий.

Виды аналогий: прямые (по типу «самолет — птица»); субъективные (почувствовать себя на месте создаваемого объекта); символические (отождествление одного с другим); фантастические (представление объекта поиска таким, каким мы хотим его видеть, игнорируя любые физические законы); наложение (одновременность) процессов в ситуации решения проблемы; поиск решения; ассоциирование метафор, аналогий; изменение ракурса рассмотрения проблемы.

Продуктивность синектики повышает медитация (погружение в проблему). Она позволяет предельно сосредоточиться на проблеме, создать оптимальные условия для работы интуиции.

Необходимые качества для выработки способности к синектическому решению:

  1. Альтернативность мышления, изменение стратегии.
  2. Способность к отдаленному метафорическому ассоциированию.
  3. Умение придерживать первые найденные решения в расчете на то, что лучшие впереди.
  4. Искренняя терпимость к чужим идеям.
  5. Уверенность и свобода.
  6. Сниженные барьеры психологической защиты.
  7. Умение находить необычное в обычном.

5 этап.

Оценка, корректировка результата, апробация.

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера