СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии генерации идей

Метод гипотез (вариант метод фантастических гипотез)

Новые идеи — движущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности:
от науки до искусства, от политики до устройства собственной судьбы.
Э. де Боно

Данный метод эффективен в любой области как способ генерации идей, развития интеллектуальных параметров креативности (прогнозирования, гипотетичности).

«Я понял, — писал К. С. Станиславский, — что творчество начинается с того момента, когда в душе и воображении артиста появляется магическое творческое «если бы». С момента появления «если бы» артист переносится из плоскости действительности реальной жизни в плоскость иной, создаваемой, воображаемой им жизни. Поверив
ей, артист может начать творить» («Моя жизнь в искусстве»).

Предлагается сконструировать версии ответов на проблему.

Этапы: Выбор оснований для конструирования версий. Учащиеся предлагают исходные позиции, точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем формулируют варианты своих ответов, опираясь на логику и интуицию.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если…». Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится (все люди переселятся на луну, хищники станут травоядными, исчезнет музыка, объемные геометрические фигуры станут плоскими и т. д.). Выполнение подобных заданий не только развивает гипотетичность и воображение, но и позволяет лучше понять устройство мира, взаимосвязь всего во всем, фундаментальные свойства различных наук.

История культуры показала, что самая невероятная фантастика сбывается. Так, например, Леонардо да Винчи в XVI веке прогнозировал, что люди будут разговаривать между собой из разных отдаленных стран.

Игры:

«Последствия невероятных событий» (Е.П. Торранс).

«Чего на свете не бывает? — детям предлагается придумать и нарисовать «нереальные» явления.

«Я — волшебник» — предлагается «совершать чудеса», делать то, «чего сейчас нет, но может быть».

Метод реализуется также при восприятии и интерпретации художественных текстов.

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера