Новые идеи — движущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности:
от науки до искусства, от политики до устройства собственной судьбы.
Э. де Боно
Данный метод эффективен в любой области как способ генерации идей, развития интеллектуальных параметров креативности (прогнозирования, гипотетичности).
«Я понял, — писал К. С. Станиславский, — что творчество начинается с того момента, когда в душе и воображении артиста появляется магическое творческое «если бы». С момента появления «если бы» артист переносится из плоскости действительности реальной жизни в плоскость иной, создаваемой, воображаемой им жизни. Поверив
ей, артист может начать творить» («Моя жизнь в искусстве»).
Предлагается сконструировать версии ответов на проблему.
Этапы: Выбор оснований для конструирования версий. Учащиеся предлагают исходные позиции, точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем формулируют варианты своих ответов, опираясь на логику и интуицию.
Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если…». Предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится (все люди переселятся на луну, хищники станут травоядными, исчезнет музыка, объемные геометрические фигуры станут плоскими и т. д.). Выполнение подобных заданий не только развивает гипотетичность и воображение, но и позволяет лучше понять устройство мира, взаимосвязь всего во всем, фундаментальные свойства различных наук.
История культуры показала, что самая невероятная фантастика сбывается. Так, например, Леонардо да Винчи в XVI веке прогнозировал, что люди будут разговаривать между собой из разных отдаленных стран.
Игры:
«Последствия невероятных событий» (Е.П. Торранс).
«Чего на свете не бывает? — детям предлагается придумать и нарисовать «нереальные» явления.
«Я — волшебник» — предлагается «совершать чудеса», делать то, «чего сейчас нет, но может быть».
Метод реализуется также при восприятии и интерпретации художественных текстов.