Проблема развития социальной креативности уже более 10 лет является предметом инновационной деятельности Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга (далее ДДТ). Главные результаты данной работы представлены на сайте учреждения в разделе «Городской ресурсный центр дополнительного образования» (https://ddtks.ru/grc), а также в коллективной монографии «Социальная креативность: теория, диагностика, технологии» под редакцией доктора психологических наук Герценовского университета Тамары Александровны Барышевой, научного руководителя ДДТ (слайд 2).
Под социальной креативностью мы понимаем МЕТА способность личности к восприятию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в этом мире.
Разработанная нами МОДЕЛЬ социальной креативности включает 5 основных компонентов (слайд 3): мотивационный, эмоционально-ценностный, когнитивный, компетентностный и поведенческий.
В основе мотивационного компонента социальный интерес как избирательная направленность личности на социальные явления окружающего мира. Определяет выбор ребенком интересных для себя социальных объектов.
Эмоционально-ценностный компонент включает социальные ценностные ориентации и толерантность (слайд 4).
Когнитивный и компетентостный компоненты - это социальный интеллект, социальная компетентность, которые направлены на организацию эффективного межличностного взаимодействия (слайд 5).
Поведенческий компонент представляет социальную активность как актуальное стремление к позитивному преобразованию себя и социума, взаимодействию в общении и сотворчестве (слайд 6).
Таким образом, наше понимание социальной креативности и её модель во многом схожи с трактовкой функциональной грамотности и составляющих глобальных компетенций.
По мнению А.А.Леонтьева, функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни, знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (слайд 7).
Глобальные компетенции рассматриваются как способности к анализу проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия; открытость и эффективное взаимодействие с другими людьми. При этом в исследованиях PISA оцениваются заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, эмоциональное восприятие нового (слайд 8).
Поэтому мы считаем, что формированию функциональной грамотности и развитию глобальных компетенций может способствовать технология развития социальной креативности. Она предполагает «прохождение пути» от стремления к позитивному преобразованию социального мира до мотивации перспективы (слайд 9). Специфика технологии - формирование не столько знаний, сколько социальных компетенций, системы убеждений, отношений, развитие мотивационной, смысловой сфер и творческого потенциала детей.
Центральное место в технологии занимает выбор педагогом социально-креативных стратегий развития социальной креативности. Это интегрированные модели действий по проектированию социальных и креативных процессов, социальных качеств и отношений детей и взрослых. Выбор стратегии определяется общими задачами в области образования и воспитания (слайд 10).
Ключевое понятие стратегии – цель. Каждая стратегия предоставляет спектр возможностей для методического воплощения в разных возрастных группах, в разных видах учебной и воспитательной деятельности.
Спектр стратегий велик (слайд 11).
Несколько примеров (слайд 12):
- «Я познаю, Я выбираю, Я созидаю, Я отвечаю», направленная на стимулирование ответственности, независимости, самостоятельности.
- «Социальные инверсии», целью которой является приобретение ребенком опыта преобразования негативных социальных ситуаций, идей, образов в позитивные.
- Стратегия «Сам себе критик» для формирования умения самостоятельного оценивания своего творчества и осознания ценности творческого Я.
Стратегии направлены на коллективное созидание и способствуют формированию толерантности, умения конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, понимать себя и других людей, выполнять различные социальные роли.
Практическое воплощение идея развития социальной креативности нашла в ходе реализации районной программы воспитания, социализации и самореализации школьников «Поколение RU» (слайд 13).
Программа предусматривает включение школьников в разнообразные социальные практики: социальное проектирование, волонтерство и добровольчество, детское телевидение, краеведческие и патриотические конкурсы и акции, участие в РДШ и органах ученического самоуправления и т.п.
Среди эффективных социально-креативных стратегий следует выделить детское социальное проектирование.
Совместная разработка проекта способствует формированию глобальных компетенций в части организации взаимодействия и сотворчества в социуме, а, главное, помогает ребенку осознать свои актуальные достижения, сформировать мотивацию перспективы и позицию «Я несу в этот мир добро и радость» (слайд 14).
Примерами вовлечения учащихся в социально-значимую деятельность посредством поиска, изучения и отбора общественно значимых проблем могут служить проекты – победители и лауреаты районного конкурса детских и молодежных социальных проектов (слайды 15-18):
- Проект «Надежда» – по поддержке детей с онкологическими заболеваниями через проявление творческих инициатив учащихся.
- Проект «Человек собаке друг» по формированию ответственного отношения человека к домашним питомцам.
- Проект «Дети детям», целью которого является организация шефства и наставничества старшеклассников над воспитанниками детских садов и начальной школы в форме театрализованных представлений, социально-значимых акций, мастер-классов.
- Проект «Музей одного дня. Реликвии моей семьи», способствующий формированию аналитического восприятия опыта поколений: личностного, эмоционально окрашенного и уважительного отношения к историческим фактам, к нравственным ценностям общества, развитию познавательных интересов на основе навыков исследовательской деятельности.
- Проект «Детское телевидение», направленный на развитие информационной культуры и компетентности учащихся, развитие критического мышления посредством вовлечения в процесс объединения и систематизации информации новостного характера, формированию личностной позиции ребенка. С выпусками программы «В кадре» можно познакомиться ВКонтакте в группе «Поколение.RU».
Добровольческая деятельность в рамках первичных отделений РДШ района направлена на проявление самоорганизации школьников, реализацию их потенциала и признание посредством вовлечения в социальную практику, решения социальных задач, развития коммуникативных компетенций (слайд 19).
Интенсивное погружение школьников района в социально-ориентированную деятельность происходит в рамках выездных тематических смен на базах оздоровительных лагерей. Развитию социальной активности способствуют: мастер-классы, детские социальные инициативы, добровольческая и самостоятельная деятельность, окрашенная различными игровыми, ролевыми формами активности (слайд 20).
Таким образом, интеграция знаний, умений, отношений и ценностей, которая отражена в идее социальной креативности и технологии её развития, способствует формированию функциональной грамотности, глобальных компетенций и, как следствие обеспечивает возможности человека взаимодействовать и действовать в постоянно меняющемся мире (слайд 21).