СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВ

Развитие социальной креативности как механизм формирования функциональной грамотности (глобальных компетенций) школьников

Проблема развития социальной креативности уже более 10 лет является предметом инновационной деятельности Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга (далее ДДТ). Главные результаты данной работы представлены на сайте учреждения в разделе «Городской ресурсный центр дополнительного образования» (https://ddtks.ru/grc), а также в коллективной монографии «Социальная креативность: теория, диагностика, технологии» под редакцией доктора психологических наук Герценовского университета Тамары Александровны Барышевой, научного руководителя ДДТ (слайд 2).

Под социальной креативностью мы понимаем МЕТА способность личности к восприятию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в этом мире.

Разработанная нами МОДЕЛЬ социальной креативности включает 5 основных компонентов (слайд 3): мотивационный, эмоционально-ценностный, когнитивный, компетентностный и поведенческий.

В основе мотивационного компонента социальный интерес как избирательная направленность личности на социальные явления окружающего мира. Определяет выбор ребенком интересных для себя социальных объектов.

Эмоционально-ценностный компонент включает социальные ценностные ориентации и толерантность (слайд 4).

Когнитивный и компетентостный компоненты - это социальный интеллект, социальная компетентность, которые направлены на организацию эффективного межличностного взаимодействия (слайд 5).

Поведенческий компонент представляет социальную активность как актуальное стремление к позитивному преобразованию себя и социума, взаимодействию в общении и сотворчестве (слайд 6).

Таким образом, наше понимание социальной креативности и её модель во многом схожи с трактовкой функциональной грамотности и составляющих глобальных компетенций.

По мнению А.А.Леонтьева, функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все приобретаемые в течение жизни, знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (слайд 7).

Глобальные компетенции рассматриваются как способности к анализу проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия; открытость и эффективное взаимодействие с другими людьми. При этом в исследованиях PISA оцениваются заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, эмоциональное восприятие нового (слайд 8).

Поэтому мы считаем, что формированию функциональной грамотности и развитию глобальных компетенций может способствовать технология развития социальной креативности. Она предполагает «прохождение пути» от стремления к позитивному преобразованию социального мира до мотивации перспективы (слайд 9). Специфика технологии - формирование не столько знаний, сколько социальных компетенций, системы убеждений, отношений, развитие мотивационной, смысловой сфер и творческого потенциала детей.

Центральное место в технологии занимает выбор педагогом социально-креативных стратегий развития социальной креативности. Это интегрированные модели действий по проектированию социальных и креативных процессов, социальных качеств и отношений детей и взрослых. Выбор стратегии определяется общими задачами в области образования и воспитания (слайд 10).

Ключевое понятие стратегии – цель. Каждая стратегия предоставляет спектр возможностей для методического воплощения в разных возрастных группах, в разных видах учебной и воспитательной деятельности.

Спектр стратегий велик (слайд 11).

Несколько примеров (слайд 12):

  • «Я познаю, Я выбираю, Я созидаю, Я отвечаю», направленная на стимулирование ответственности, независимости, самостоятельности.
  • «Социальные инверсии», целью которой является приобретение ребенком опыта преобразования негативных социальных ситуаций, идей, образов в позитивные.
  • Стратегия «Сам себе критик» для формирования умения самостоятельного оценивания своего творчества и осознания ценности творческого Я.

Стратегии направлены на коллективное созидание и способствуют формированию толерантности, умения конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, понимать себя и других людей, выполнять различные социальные роли.

Практическое воплощение идея развития социальной креативности нашла в ходе реализации районной программы воспитания, социализации и самореализации школьников «Поколение RU» (слайд 13).

Программа предусматривает включение школьников в разнообразные социальные практики: социальное проектирование, волонтерство и добровольчество, детское телевидение, краеведческие и патриотические конкурсы и акции, участие в РДШ и органах ученического самоуправления и т.п.

Среди эффективных социально-креативных стратегий следует выделить детское социальное проектирование.

Совместная разработка проекта способствует формированию глобальных компетенций в части организации взаимодействия и сотворчества в социуме, а, главное, помогает ребенку осознать свои актуальные достижения, сформировать мотивацию перспективы и позицию «Я несу в этот мир добро и радость» (слайд 14).

Примерами вовлечения учащихся в социально-значимую деятельность посредством поиска, изучения и отбора общественно значимых проблем могут служить проекты – победители и лауреаты районного конкурса детских и молодежных социальных проектов (слайды 15-18):

  • Проект «Надежда» – по поддержке детей с онкологическими заболеваниями через проявление творческих инициатив учащихся.
  • Проект «Человек собаке друг» по формированию ответственного отношения человека к домашним питомцам.
  • Проект «Дети детям», целью которого является организация шефства и наставничества старшеклассников над воспитанниками детских садов и начальной школы в форме театрализованных представлений, социально-значимых акций, мастер-классов.
  • Проект «Музей одного дня. Реликвии моей семьи», способствующий формированию аналитического восприятия опыта поколений: личностного, эмоционально окрашенного и уважительного отношения к историческим фактам, к нравственным ценностям общества, развитию познавательных интересов на основе навыков исследовательской деятельности.
  • Проект «Детское телевидение», направленный на развитие информационной культуры и компетентности учащихся, развитие критического мышления посредством вовлечения в процесс объединения и систематизации информации новостного характера, формированию личностной позиции ребенка. С выпусками программы «В кадре» можно познакомиться ВКонтакте в группе «Поколение.RU».

Добровольческая деятельность в рамках первичных отделений РДШ района направлена на проявление самоорганизации школьников, реализацию их потенциала и признание посредством вовлечения в социальную практику, решения социальных задач, развития коммуникативных компетенций (слайд 19).

Интенсивное погружение школьников района в социально-ориентированную деятельность происходит в рамках выездных тематических смен на базах оздоровительных лагерей. Развитию социальной активности способствуют: мастер-классы, детские социальные инициативы, добровольческая и самостоятельная деятельность, окрашенная различными игровыми, ролевыми формами активности (слайд 20).

Таким образом, интеграция знаний, умений, отношений и ценностей, которая отражена в идее социальной креативности и технологии её развития, способствует формированию функциональной грамотности, глобальных компетенций и, как следствие обеспечивает возможности человека взаимодействовать и действовать в постоянно меняющемся мире (слайд 21).

Презентация «Развитие социальной креативности как механизм формирования функциональной грамотности (глобальных компетенций) школьников»

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера