СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВФилософские дискуссии о природе креативности

Ранние исследования креативности в трудах древнегреческих философов

Истоки исследований креативности восходят к идеям Сократа, Платона и Аристотеля, которые рассматривали творческое начало в природе и характере человека как способность к созиданию. Связывая способность к созиданию с гениальностью, древнегреческие философы считали ее фактором исключительности, феноменом гения при отсутствии каких-либо эмпирических материалов. Нужно отметить так называемую мистическую силу, нисходящую на человека извне, которой древнегреческие мыслители приписывали роль защиты и содействия удаче во всех начинаниях.

Первые исследования креативности связывают с идеями Сократа, который говорил о внутреннем ощущении присутствия рядом с собой демона-хранителя, которого впоследствии упомянет Платон в роли гения, «голоса, который слышится всегда».

Следует отметить, что трактовка феномена гениальности, предложенная Сократом, прочно закрепилась в обществе как связь с неординарными индивидуальными способностями человека к различного рода преобразованиям. Исследования рациональных оснований проявления творческих способностей у древнегреческих философов базировались на методе наблюдения за человеком, который находился в состоянии творческого вдохновения, воодушевления [Шульга Е.Н. Философия креативности: важнейшие вехи изучения творчества // Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. кол.: Смирнова Н.М., гл. ред. и др. – М., 2016. – Выпуск 2, 2016: Когнитивные и социокультурные измерения / Ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. – М.: ИИнтеЛЛ, 2016. – 314 с.].

Учение Платона о поэзии и поэте связывает творчество с божественным вдохновением, однако трактует его при этом как продукт сознательного умения. Именно вдохновение рассматривается Платоном как способ развития креативности. Представления о вдохновении впоследствии развивает Аристотель, который полагает, что вдохновение порождается душой самого человека и последовательностью его умственных ассоциаций, а не божественным вмешательством. А. Ротенберг и К. Хаусман подчеркивают, что Аристотель рассматривал креативность как часть естественных законов, а не случайных совпадений [Мороз В.В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. - №12 (200). –С. 35-41.].

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера