СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии социально-творческого взаимодействия

Кейс-технологии

В зарубежной литературе кейс-технологии также называют методом изучения ситуаций, методом деловых историй и методом кейсов или кейс-стади.

В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, а также о ситуационных задачах.

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом, в развитии творческого мышления и креативности. В современном  образовании он впервые был  применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения. Характерной особенностью метода является изучение прецедентов, имевшихся в прошлом ситуаций из деловой или социальной практики.

Сущность метода заключается в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Реализация технологии предполагает знакомство с проблемой и проектирование способов ее решения. Например, в классе в небольших группах обсуждается приведенный случай из практики. Задача метода состоит подготовке обучающихся к ситуациям, аналогичным рассмотренным в рамках кейс-стади.

Потенциал данного метода очень высок и в социальном контексте, при анализе реальных социальных ситуаций, в области развития социальной креативности учащихся.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах.

Кейс-технологию можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в конкретную ситуацию, в формировании эффектов умножения имеющегося знания.

Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

  • наличие модели социально-экономической / социальной системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных или социальных проблем;
  • возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;
  • минимальная степень зависимости учащихся друг от друга, наличие у каждого права на «правильные» и «неправильные» ответы, взаимный обмен информацией;
  • альтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;
  • наличие системы группового оценивания деятельности;
  • организатор занятия проводит учащихся через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Совокупность кейс-технологий, активизирующих процесс развития социальной креативности, составляют:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных социальных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • социальное проектирование;
  • метод проблемно-ценностной дискуссии.

Таким образом, кейс-технология в социальном контексте — это интерактивная технология обучения на основе реальных или смоделированных социальных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений посредством погружения в социальную ситуацию и проектирования способов ее решения / преобразования. Главное ее предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы в социальном контексте и находить их решение, научиться работать с имеющейся о социальных ситуациях информацией.

При всем многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:

  • ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);
  • контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);
  • комментарий ситуации, представленный автором;
  • вопросы или задания для работы с кейсом;
  • приложения.

Этапы разработки кейса:

  • определение места кейса в системе целей образовательного процесса;
  • поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;
  • построение или выбор модели ситуации;
  • создание описания ситуации;
  • сбор дополнительной информации;
  • подготовка окончательного текста;
  • презентация кейса, организация обсуждения.

Кейс-технологии (кейс-стади) могут рассматриваться не только
как образовательные технологии, но и как механизм социального конструирования личности. Кейс-технологии представляют собой механизм, вовлекающий личностные ресурсы человека, связанные с его сознательностью, подверженностью социальному влиянию, способностью приспосабливать свою активность и возможностью самостоятельно меняться. Знания и значения в рамках кейс-технологий имеют социальную природу в связи с тем, что имеет место социальное определение ситуации, а также понимание общности перспектив через социальный диалог. Социальный контекст кейс-технологий основывается на том, что взаимодействие в данном случае осуществляется в локальных социальных условиях. Социальные ситуации в кейс-технологиях должны расширять представление о правилах социального взаимодействия в альтернативных сферах и ситуациях. Освоение указанных ситуаций вооружает личность необходимыми социальными ресурсами, однако, если оно ориентировано на одномерную локальную социальность, то эти возможности снижаются, и результата обучения будет прямо противоположным, так как будут заложены негибкие шаблоны и стереотипы, которые приведут к непониманию альтернативных социальных образцов (Панкова С.Н., Лесина Л.А. Социальное конструирование как методология кейс-стади в социальном образовании // СИСП. — 2017. — № 4–2. — С. 217–224).

Вариант кейса

Ситуация. Педагог начал заниматься по программе повышения профессионального мастерства в области социально-творческого развития детей.

Задание. На основании учебного плана, маршрута реализации программы (ментальной карты) и системы ожиданий от занятий разработать индивидуальный маршрут профессионального саморазвития педагога в области социально-творческого развития ребенка.

Для разработки маршрута предлагается использовать методику

«Цветок лотоса» (см. Техники визуализации), главной целью которой является «сделать мысль видимой».

Методика предполагает реализацию следующих этапов:

  • определение центральной темы/цели (маршрут профессионального саморазвития педагога в области социальной креативности);
  • определение идей и круга задач, раскрывающих тему/цель, развертывание (конкретизацию) идей и задач.

Необходимо определить элементы (компоненты) этого маршрута, который позволит достигнуть заданной цели.

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера