В зарубежной литературе кейс-технологии также называют методом изучения ситуаций, методом деловых историй и методом кейсов или кейс-стади.
В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, а также о ситуационных задачах.
Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом, в развитии творческого мышления и креативности. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения. Характерной особенностью метода является изучение прецедентов, имевшихся в прошлом ситуаций из деловой или социальной практики.
Сущность метода заключается в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Реализация технологии предполагает знакомство с проблемой и проектирование способов ее решения. Например, в классе в небольших группах обсуждается приведенный случай из практики. Задача метода состоит подготовке обучающихся к ситуациям, аналогичным рассмотренным в рамках кейс-стади.
Потенциал данного метода очень высок и в социальном контексте, при анализе реальных социальных ситуаций, в области развития социальной креативности учащихся.
Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах.
Кейс-технологию можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в конкретную ситуацию, в формировании эффектов умножения имеющегося знания.
Метод кейс-стади имеет следующие признаки:
- наличие модели социально-экономической / социальной системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных или социальных проблем;
- возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;
- минимальная степень зависимости учащихся друг от друга, наличие у каждого права на «правильные» и «неправильные» ответы, взаимный обмен информацией;
- альтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;
- наличие системы группового оценивания деятельности;
- организатор занятия проводит учащихся через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.
Совокупность кейс-технологий, активизирующих процесс развития социальной креативности, составляют:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных социальных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- социальное проектирование;
- метод проблемно-ценностной дискуссии.
Таким образом, кейс-технология в социальном контексте — это интерактивная технология обучения на основе реальных или смоделированных социальных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений посредством погружения в социальную ситуацию и проектирования способов ее решения / преобразования. Главное ее предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы в социальном контексте и находить их решение, научиться работать с имеющейся о социальных ситуациях информацией.
При всем многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
- ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);
- контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);
- комментарий ситуации, представленный автором;
- вопросы или задания для работы с кейсом;
- приложения.
Этапы разработки кейса:
- определение места кейса в системе целей образовательного процесса;
- поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;
- построение или выбор модели ситуации;
- создание описания ситуации;
- сбор дополнительной информации;
- подготовка окончательного текста;
- презентация кейса, организация обсуждения.
Кейс-технологии (кейс-стади) могут рассматриваться не только
как образовательные технологии, но и как механизм социального конструирования личности. Кейс-технологии представляют собой механизм, вовлекающий личностные ресурсы человека, связанные с его сознательностью, подверженностью социальному влиянию, способностью приспосабливать свою активность и возможностью самостоятельно меняться. Знания и значения в рамках кейс-технологий имеют социальную природу в связи с тем, что имеет место социальное определение ситуации, а также понимание общности перспектив через социальный диалог. Социальный контекст кейс-технологий основывается на том, что взаимодействие в данном случае осуществляется в локальных социальных условиях. Социальные ситуации в кейс-технологиях должны расширять представление о правилах социального взаимодействия в альтернативных сферах и ситуациях. Освоение указанных ситуаций вооружает личность необходимыми социальными ресурсами, однако, если оно ориентировано на одномерную локальную социальность, то эти возможности снижаются, и результата обучения будет прямо противоположным, так как будут заложены негибкие шаблоны и стереотипы, которые приведут к непониманию альтернативных социальных образцов (Панкова С.Н., Лесина Л.А. Социальное конструирование как методология кейс-стади в социальном образовании // СИСП. — 2017. — № 4–2. — С. 217–224).
Вариант кейса
Ситуация. Педагог начал заниматься по программе повышения профессионального мастерства в области социально-творческого развития детей.
Задание. На основании учебного плана, маршрута реализации программы (ментальной карты) и системы ожиданий от занятий разработать индивидуальный маршрут профессионального саморазвития педагога в области социально-творческого развития ребенка.
Для разработки маршрута предлагается использовать методику
«Цветок лотоса» (см. Техники визуализации), главной целью которой является «сделать мысль видимой».
Методика предполагает реализацию следующих этапов:
- определение центральной темы/цели (маршрут профессионального саморазвития педагога в области социальной креативности);
- определение идей и круга задач, раскрывающих тему/цель, развертывание (конкретизацию) идей и задач.
Необходимо определить элементы (компоненты) этого маршрута, который позволит достигнуть заданной цели.