СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии социально-творческого взаимодействия

Творческие мастерские

Социальная природа креативности, базирующаяся на процессах взаимодействия и эффективной коммуникации между людьми, обосновывает необходимость формирования коммуникативных навыков, которое может быть достигнуто в ходе проведения французских творческих мастерских.

Педагогическая мастерская представляет собой нестандартную форму организации деятельности, инновационную технологию работы, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у участников познавательные, творческие, коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность.

Технологии мастерских придерживается группа французских учителей «Французская группа нового воспитания», которая основывается на идеях свободного воспитания Ж. -Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Центральным звеном технологии мастерских выступает передача способов работы, а не конкретных знаний, что позволяет участникам овладеть творческими умениями, способствует самосовершенствованию и саморазвитию личности как базовым социально-креативным характеристикам.

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания предметного поля. Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны — в каждом задании им необходимо осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и др.

Системообразующим элементом творческих мастерских является проблемная ситуация, которая характеризует определенное психическое — вопросное состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.

Вопрос, поставленный в рамках мастерской, должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представлять неизвестное и формировать необходимость работы с ним; давать возможность определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через этап незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Указанная проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором). Составляя индуктор, необходимо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников мастерской.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого участника по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями коллег. На следующем этапе знания корректируются в ходе дискуссии с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется всем участникам.

Мастерская является оригинальным способ организации деятельности в составе малых групп (7–15 учеников) при участии мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. Основными методическими приемами технологии творческих мастерских в социальном контексте выступают: самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, творческое конструирование знания и др.

Если у участников мастерской отсутствует интерес к предмету, в таком случае мастерская направляет действия на создание мотива, обозначение цели, самостоятельность открытий, достижение цели.

Самоконструкция представляет собой индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, нацеленных на решение поставленных в рамках мастерской задач.

Социоконструкция также выступает важнейшим элементом технологии мастерских, основой которой является групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер осуществляет декомпозицию общего задания на ряд частных задач, способы решения которых и необходимо разработать группам участников, которые свободны в выборе метода, темпа работы, направления поиска решения. Таким образом, социоконструкция представляет собой проектирование и разработку решения группой.

Социализация. Выступление участников в группах в рамках творческой мастерской связано с сопоставлением, сверкой, оценкой, коррекцией окружающими его индивидуальных качеств — так называемой социальной пробой, социализацией. Когда группа участников выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Работа в малых группах в данном случае позволяет использовать уникальные способности участников, давая им возможность самореализации. Работа в малых группах, по сравнению с индивидуальной и фронтальной работой, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого участника.

Разрыв (озарение, инсайт, понимание) в широком смысле: понимание себя, других, науки. Разрыв здесь трактуется как внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Данный процесс аналогичен процессам в лабораториях ученых и исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией и старыми обоснованиями.

Творческая мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Принять задание мастера — акт послушания участника. Но выполнение задание базируется на свободе творчества, когда участники сами выбирают путь его осуществления, и один разработанный вариант решения не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им ответов, а иногда складывается ситуация, когда результат выполнения задания учениками приводит «к разрыву цепей, сковывающих самого мастера».

Позиция ведущего мастера в мастерской — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу дальнейших действий.

Ведущей идеей творческих мастерских является то, что мастер не стремится только передать знания, мастер ориентирован на то, чтобы задействовать разум, мысли участников, активизировать то, что скрыто для него самого, понять и устранить то, что мешает дальнейшему развитию.

Задания мастера и его действия должны быть направлены на включение воображения участников, создание такой атмосферы, в которой они могут проявить себя как «творцы», где мастер незаметно руководит работой мастерской.

Уникальная миссия мастера заключается в разблокировке способностей людей и в ликвидации того, что препятствует реализации творческого потенциала, заложенного природой.

Близкими к технологии творческих мастерских являются: студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования, занимающихся в свободном режиме под руководством педагога) и погружения (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину), которые представляют собой занятия в различных предметных областях продолжительностью от одного до нескольких дней. Режим полного погружения предполагает создание соответствующей атмосферы «интенсива», которая не исчерпывается только данным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности.

«Пресс-сюрприз»

Презентация «Творческая мастерская «Пресс-сюрприз»

Творческая мастерская «Пресс-сюрприз» выступает одной из техник коллективной социально-творческой деятельности, первый этап которой предполагает создание плакатов с поздравлениями и пожеланиями к определенным датам с использованием вырезок из журналов в форме: звезды, колокольчика, сердца, елки и т. п. Социальный контекст реализации пресс-сюрприза заключается в необходимости учета социального положения и статуса, социальной роли и др. социальных аспектов личности адресата пресс-сюрприза. Адресатами пресс-сюрприза могут выступать выпускники школ, молодые люди и девушки, друзья, коллеги и др.

Вторым этапом данной техники является презентация пресс-сюрприза присутствующим.

Задание: создать пресс-сюрпризы по следующей тематике:

  • пожелания выпускнику школы в форме колокольчика;
  • пожелания молодой девушке в форме сердца;
  • поздравления с Новым годом коллегам в форме елки и др.

Метод газетных вырезок

Одной из модификаций техники пресс-сюрприза можно считать «метод газетных вырезок», суть которого заключается в произвольном выборе нескольких газетных заголовков, на основе которых продумывается решение каких-либо социальных и других проблем. Само решение должно начинаться с текста одного из выбранных заголовков. При коллективном обсуждении проблемы все предлагаемые решения собираются вместе, а затем каждый из участников должен развить решение, предложенное коллегой.

Вариантами реализации метода газетных вырезок выступают метод произвольно выбранных слов и метод вымышленных персонажей.

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера