СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии социально-творческого взаимодействия

Дебаты

Материал подготовлен Макаровой И.А.

Дебаты предназначены для детального, структурированного исследования социальных проблем, и являются эффективным средством для развития критического мышления, логики, навыков цивилизованной дискуссии, демократического диалога. Участие в дебатах позволяет развить комплекс качеств, которые необходимы человеку в современном мире: логику и критическое мышление, навыки устной речи и публичного выступления, навыки работы с информацией, эмпатию и терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, умение концентрироваться на сути проблемы.

Дебаты берут свое начало в Античности: в Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии. Специальные курсы ораторского мастерства и дебатов существовали и в Средние века. В самом начале истории США дебаты укоренились в университетах, а первые телевизионные дебаты между кандидатами на президентское кресло привлекали особое внимание аудитории. Сегодня дебаты проходят в университетах и школах всего мира. Дебаты с их древними традициями — это система формализованных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и в своем опыте в риторике.

На сегодняшний день различают четыре типа дебатов: дебаты Линкольна-Дугласа, политические дебаты, парламентские дебаты, дебаты Карла Поппера.

Дебаты Линкольна-Дугласа. Этот тип был смоделирован по принципу знаменитых дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Это дебаты «о ценности». Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме. Участники дебатов спорят по поводу основополагающих принципов «за» или «против», то есть они не обсуждают практическую сторону своей позиции (акцент ставится на философских позициях).

Политические дебаты. На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции (часто с применением статистических данных). Утверждающая данную тему сторона (команда) предлагает особый план для достижения цели, указанной в теме, и доказывает, что этот план намного эффективнее, чем другие.

Парламентские дебаты построены по принципу дебатов в Британском Парламенте. Одна команда представляет правительство, а другая — лояльную оппозицию (по два человека в команде). Спикер палаты управляет ходом действия и является судьей. Обычно, участники парламентских дебатов достаточно широко используют как практические, так и философские аргументы в поддержку своей позиции (комбинация дебатов Линкольна-Дугласа и политических дебатов). Участники этих дебатов могут прерывать друг друга небольшими замечаниями, содержащими опровержение
какого-либо аспекта выступления оппонента.

Дебаты Карла Поппера. Программа дебатов Карла Поппера представляет собой комбинацию дебатов Линкольна-Дугласа и политических. Этот тип дебатов предназначен для развития работы в командах по три человека (в каждой), для того чтобы учащиеся работали вместе как над подготовкой к дебатам, так и на самих дебатах. Формат дебатов известного американского социолога  Карла Поппера  разработан в Институте Открытого Общества в Нью-Йорке для программы дебатов в средней и восточной Европе в 1994 году. Программа дебатов развивает умения рассуждать и критически мыслить. В программе разработан свой стиль, близкий к стилю политических дебатов. Учащиеся должны обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем. Таким образом, дебаты по формату Карла Поппера развивают у участников навыки, необходимые для эффективного общения. Единственный навык, который важен при переговорах в реальной жизни, но который не тренируется при обучении дебатам, — это способность достигать компромисса. Однако, поскольку участникам придется тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, им придется взвешивать различные стороны и суть обсуждаемой темы. Косвенным образом это может способствовать и развитию готовности пойти на компромисс, взвесить все «ЗА» и «ПРОТИВ».

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия, что, в первую очередь, связано с тем, что участникам необходимо избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности» и любой другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации, что развивает коммуникативные аспекты социальной креативности. Таким образом, дебаты можно рассматривать как эффективное средство формирования личностно-значимой позиции современного человека.

Технология дебатов как социально-креативная технология способствует формированию комплекса лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.

Участие в дебатах основывается на соблюдении трех основных принципов: уважения, честности, отсутствия проигравших.

Алгоритм проведения дебатов предполагает проведение шести периодов: организационного, подготовительного, первого, второго, третьего и четвертого периодов дебатов.

Роли в дебатах:

  • ведущий;
  • спикеры — участники команд (от 3-х до 10 человек);
  • судейская бригада (3–5 человек);
  • хранитель времени — таймкипер.

Функции участников дебатов:

Ведущий — контролирует регламент, следит за соблюдением правил, вступление и итоги.

Спикеры — представляют позицию команды, выдвигают аргументы, подтверждают их фактами, доказывают, почему их позиция более обоснована.

Судейская бригада оценивает содержание, структуру выступления, ораторское мастерство и убедительность.

Таймкипер (хранитель времени) — следит за соблюдением времени выступлений, вопросов и ответов на них.

Примерный алгоритм проведения дебатов.

  1. Организационный период (до 10 минут).
    1. Объявление темы дебатов, объяснение правил и регламента проведения.
    2. Распределение участников по ролям (группам): 2 команды спикеров, одна из которых отстаивает позицию «за», другая — «против» (по 7 человек плюс, минус 2 человека), судейская бригада (3 человека), «хранитель времени» (1 человек).
    3. Рассадка команд, судей, «хранителя времени».
  2. Подготовительный период (10–30 минут): подготовка аргументированной позиции команд по заданной теме (на основании представленных материалов и личного опыта участников).
  3. Первый период дебатов (до 14 минут): «Обоснование и аргументация каждой командой спикеров своей позиции по заданной теме».
    1. Выступление команды «За» — 3 минуты.
    2. Подготовка командой «Против» уточняющих вопросов (не допускается задавание оценочных вопросов и своих суждений). — 2 минуты.
    3. Раунд уточняющих вопросов — 2 минуты.
    4. Выступление команды «Против» — 3 минуты.
    5. Подготовка командой «За» уточняющих вопросов (не допускается задавание оценочных вопросов и своих суждений). — 2 минуты.
    6. Раунд уточняющих вопросов — 2 минуты.
  4. Второй период (до 19 минут): «Привести факты, доказательства, примеры, которые подтверждают позицию команды».
    На подготовку выступления команд дается 5 минут.
    1. Выступление команды «За» — 3 минуты.
    2. Подготовка командой «Против» уточняющих вопросов (не допускается задавание оценочных вопросов и своих суждений). — 2 минуты.
    3. Раунд уточняющих вопросов — 2 минуты.
    4. Выступление команды «Против» — 3 минуты.
    5. Подготовка командой «За» уточняющих вопросов (не допускается задавание оценочных вопросов и своих суждений). — 2 минуты.
    6. Раунд уточняющих вопросов — 2 минуты.
  5. Третий период (11 минут): «Выступления команд с агитационными речами в защиту своих позиций».
    На подготовку командам дается 5 минут.
    1. Выступление команды «Взаимодействие» — 3 минуты.
    2. Выступление команды «Конфликт» — 3 минуты.
  6. Четвертый период (5 минут): «Выступление судей с оценкой выступления команд».
    1. Подготовка судейской бригадой выступления на подведении итогов дебатов.
    2. Выступления от судейской бригады — подведение итогов дебатов.

Критерии оценки выступлений команд:

  • аргументированность и доказательность;
  • полнота ответов на вопросы;
  • доступность излагаемого материала;
  • корректность выступлений и поведения на дебатах;
  • культура речи и ораторское мастерство;
  • соблюдение регламента.

Одним из вариантов реализации дебатов как социально-креативной технологии выступает проведение дебатов по теме «Социализация и индивидуализация ребенка», в ходе которых команда «Взаимодействие» выдвигает идеи, находит аргументы (факты) и обосновывает позиции, которые убедят судей в важности педагогических усилий, обеспечивающих взаимодействие социализации и индивидуализации ребенка, занимающегося в системе дополнительного образования и команда «Конфликт», в свою очередь, выдвигают идеи, находят аргументы (факты) и обосновывают позиции, которые противоположны взглядам команды «Взаимодействие» и заключаются в том, что процессы социализации и индивидуализации ребенка в современном обществе, в том числе в системе образования, вступают в конфликт.

Проблемные вопросы, которые стороны могут использовать в своих утверждениях:

  • Что сегодня в работе педагога должно быть приоритетным: процесс социализации или процесс индивидуализации ребенка?
  • Возможно ли взаимодействие этих двух процессов? Или они находятся в противодействии — конфликтуют?

Варианты тематики дебатов:

  • Компьютерные игры необходимо приравнять к наркотической зависимости.
  • В России должна быть армия только на контрактной основе.
  • Высшее образование необходимо сделать платным.
  • Граффити нужно поощрять как искусство молодежи.
  • Необходимо ввести государственную цензуру в СМИ.
  • Необходимо возродить новый комсомол.
  • Здравоохранение в России необходимо сделать платным.
Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера