СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативности

Технология рефлексивной самоорганизации

Технология рефлексивной самоорганизации (self–examination–development) рассматривается как совокупность способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания, саморазвития личности в условиях информационной среды. Применением указанной технологии актуально при организации социально-творческой деятельности, направленной на восприятие, преобразование и созидание личностью социальной среды и себя в современном мире.

Основное назначение технологии рефлексивной самоорганизации (self–examination–development) в системе креативной педагогики состоит в создании условий для самопознания, самоорганизации и саморазвития личности, осознания субъектом себя как творческой индивидуальности, определения своих креативных качеств, требующих совершенствования.

В процессе проектирования технологии рефлексивной самоорганизации (самоисследования и развития креативности) в информационной среде учитываются следующие требования:

  • соответствие технологии структурным особенностям креативности как системного психического образования;
  • наличие многоуровневой организации базового и дополнительных информационных ресурсов;
  • нелинейность структуры, мотивирующей самостоятельную организацию субъектом информации и себя, выбор траектории и стратегии саморазвития;
  • моделирование рефлексивных процессов самопознания, самоорганизации, саморазвития, самотворчества; открытость, обеспечение возможности модификаций и дополнения основного контента;
  • наличие входного контроля (диагностика перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации и оказания первоначальной помощи);
  • индивидуализация, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
  • обеспечение обратной связи; наличие развитой системы помощи, которая должна быть многоуровневой, психологически обоснованной, учитывающей характер затруднений субъекта;
  • возможность документирования процесса и результатов деятельности; наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»;
  • наличие блока контроля утомления, блока релаксации;
  • акцентирование креативогенных свойств информации, позволяющих мотивировать и актуализировать рефлексивные и творческие процессы.

Целью технологии выступает психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации субъектов в условиях информационной среды.

Этапы технологии:

  1. мотивация;
  2. освоение и преобразование альтернативной теоретической информации;
  3. психологическое моделирование (самостоятельная разработка идеальной модели креативности);
  4. художественно-эскизная разработка психологического «автопортрета» на основе рефлексии креативности;
  5. самодиагностика креативности (определение зон актуального развития и проблемных зон в структуре креативности);
  6. проектирование программы саморазвития;
  7. освоение развивающих технологий;
  8. психодизайн креативности;
  9. разработка креативных проектов в сфере профессиональной деятельности.

Психодизайн креативности можно трактовать как процесс проектирования (или самопроектирования) творческого потенциала по принципам гармонизации параметров креативности, функциональности и самоактуализации (творческой экспрессии, творческой продуктивности).

Основными условиями эффективности самопознания и саморазвития личности в рамках технологии рефлексивной самоорганизации являются следующие: «эффект зеркала» (рефлексивные процессы), «эффект хаоса» (процессы самоорганизации), «эффект Шенгена» (стирание границ в субъективном пространстве), «эффект альтернатив» (процессы выбора), «эффект сцепления» (творчество мотивирует самотворчество).

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера