Технология рефлексивной самоорганизации (self–examination–development) рассматривается как совокупность способов, средств и методов, активизирующих процессы самопознания, саморазвития личности в условиях информационной среды. Применением указанной технологии актуально при организации социально-творческой деятельности, направленной на восприятие, преобразование и созидание личностью социальной среды и себя в современном мире.
Основное назначение технологии рефлексивной самоорганизации (self–examination–development) в системе креативной педагогики состоит в создании условий для самопознания, самоорганизации и саморазвития личности, осознания субъектом себя как творческой индивидуальности, определения своих креативных качеств, требующих совершенствования.
В процессе проектирования технологии рефлексивной самоорганизации (самоисследования и развития креативности) в информационной среде учитываются следующие требования:
- соответствие технологии структурным особенностям креативности как системного психического образования;
- наличие многоуровневой организации базового и дополнительных информационных ресурсов;
- нелинейность структуры, мотивирующей самостоятельную организацию субъектом информации и себя, выбор траектории и стратегии саморазвития;
- моделирование рефлексивных процессов самопознания, самоорганизации, саморазвития, самотворчества; открытость, обеспечение возможности модификаций и дополнения основного контента;
- наличие входного контроля (диагностика перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации и оказания первоначальной помощи);
- индивидуализация, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- обеспечение обратной связи; наличие развитой системы помощи, которая должна быть многоуровневой, психологически обоснованной, учитывающей характер затруднений субъекта;
- возможность документирования процесса и результатов деятельности; наличие развитой поисковой системы, режимов «лупы», «автопоказа»;
- наличие блока контроля утомления, блока релаксации;
- акцентирование креативогенных свойств информации, позволяющих мотивировать и актуализировать рефлексивные и творческие процессы.
Целью технологии выступает психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации субъектов в условиях информационной среды.
Этапы технологии:
- мотивация;
- освоение и преобразование альтернативной теоретической информации;
- психологическое моделирование (самостоятельная разработка идеальной модели креативности);
- художественно-эскизная разработка психологического «автопортрета» на основе рефлексии креативности;
- самодиагностика креативности (определение зон актуального развития и проблемных зон в структуре креативности);
- проектирование программы саморазвития;
- освоение развивающих технологий;
- психодизайн креативности;
- разработка креативных проектов в сфере профессиональной деятельности.
Психодизайн креативности можно трактовать как процесс проектирования (или самопроектирования) творческого потенциала по принципам гармонизации параметров креативности, функциональности и самоактуализации (творческой экспрессии, творческой продуктивности).
Основными условиями эффективности самопознания и саморазвития личности в рамках технологии рефлексивной самоорганизации являются следующие: «эффект зеркала» (рефлексивные процессы), «эффект хаоса» (процессы самоорганизации), «эффект Шенгена» (стирание границ в субъективном пространстве), «эффект альтернатив» (процессы выбора), «эффект сцепления» (творчество мотивирует самотворчество).