Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы…
Ф. М. Достоевский
В современных исследованиях анализируются различные модели, а также отдельные параметры социальной креативности. Н. А. Тюрьмина выделила основные механизмы креативности в сфере общения: децентрацию, рефлексию, идентификацию, эмпатию как основу понимания эмоционального мира и творческого взаимодействия с людьми [116]*. Креативность в сфере общения рассматривается в качестве особого свойства, заключающегося в способности к продуцированию новых, оригинальных идей в области познания индивидуального своеобразия окружающих людей как субъектов и как личностей, построения отношений и способов обращения с ними [51].
Личностным основаниям творчества в социуме (мотивационным, экзистенциальным, коммуникативным) посвящена работа А. Е. Ильиных [51]. Е. Ю. Чичук относит социальную креативность к многоаспектным свойствам личности, которая объединяет элементы поведенческой, познавательной и побудительной систем, проявляющиеся в процессе создания личностью новых форм бытийности социального пространства [124].
Взаимосвязь креативности общения и креативности мышления исследовала У. В. Кала [54]. К характеристикам креативности в сфере общения были отнесены: сензитивность к новизне (оригинальность), нестандартность разрешения коммуникативных ситуаций; способность к продуцированию разнообразных вариантов решения проблем межличностного взаимодействия (гибкость); выработка большого количества вариантов решения проблем взаимодействия (вариативность). По мнению У. В. Кала, креативность общения и креативность мышления составляют вместе особое свойство личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной деятельности, потребности в изменении и развитии, как самой личности, так и окружающего социального мира.
Коммуникативная креативность проявляется в процессе сотворческой деятельности. Для коммуникативных креативов характерны: способность к сотрудничеству, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Т. А. Барышева).
По мнению Т. Ю. Осиповой, коммуникативная креативность проявляется как: осознание и преодоление барьеров и стереотипов, установочных и поведенческих шаблонов; пластичная модификация репертуара коммуникативного поведения сообразно ситуации; импровизация, спонтанность и свобода личностного самовыражения в общении и создании условий, способствующих самораскрытию партнера. В итоге личность способна выдвинуть и реализовать разнообразные варианты действий, оригинальна и конструктивна в решениях, быстро и легко отказывается от неадекватных стратегий в общении, гибка в использовании стилей и ролевом поведении, может стать лидером [81].
Наиболее целостной, на наш взгляд, является психологическая структура социальной креативности, предложенная А. А. Попелем, включающая следующие компоненты: общая способность к самоактуализации; социальная мотивация, которая выражает потребность индивида в постоянных социальных контактах и мотивационные установки на общение с другими людьми; коммуникативная сенситивность; поведенческая сенситивность, проявляющаяся в способности адекватно интерпретировать поведение других людей и использовать различные поведенческие стили в соответствии с особенностями партнеров и социальной ситуацией; социальное воображение, позволяющее моделировать дальнейшее развитие социальной ситуации на основе обратной связи [93].
Таким образом, партитура структурных компонентов социальной креативности включает достаточно широкий спектр характеристик: социальный интеллект, способность к моделированию социальных явлений, социальную компетентность, независимость от социальных стереотипов, творческое отношение к пространству социальных явлений, стремление к самосовершенствованию, личностному росту (В. Н. Куницына), общую способность к самоактуализации, социальную мотивацию и социальное воображение (А. А. Попель) и др.
Обобщение теоретической информации позволяет:
- Определить социальную креативность — как творческий ресурс человека, мета-способность личности к восприятию, пониманию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в современном мире, способность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных проблем, способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности.
- Сделать вывод о том, что комплексный подход к моделированию структуры социальной креативности является наиболее продуктивным в контексте реализации практических задач, так как обеспечивает, с одной стороны, системный подход к проблеме социального развития ребенка, с другой, позволяет зафиксировать индивидуальные вариации в структуре социальной креативности.
- Разработать и апробировать в педагогической практике модель структуры социальной креативности в единстве мотивационных, когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих и компетентностных компонентов.
Схематично ее можно представить следующим образом:
Рисунок - Модель структуры социальной креативности.
Модель включает 5 основных компонентов:
- мотивационный (социальные интересы);
- эмоционально-ценностный (социальные ориентации, толерантность);
- когнитивный (восприятие и понимание себя и других людей, социальное воображение);
- компетентностный (актуальные знания о социуме, опыт самосовершенствования и сотрудничества, достижения ребенка в социальной сфере);
- поведенческий (активная социальная позиция и опыт социального проектирования).
В структуре социальной мотивации ребенка социальный интерес, как избирательная направленность личности на социальные явления окружающего мира, занимает ведущее место. Социальный интерес выступает в качестве энергетического ресурса социальной креативности, определяет внутренние ориентиры выбора ребенком интересных для себя социальных объектов, круга общения и сотрудничества. Он является результатом взаимодействия с другими людьми в различных формах деятельности. Включение данного компонента в структурную модель социальной креативности обусловлено результатами социологических исследований, которые показали, что социальный интерес занимает лидирующее место в структуре актуальных познавательных интересов современных детей разных возрастных групп [29].
Эмоционально-личностный компонент в структуре социальной креативности включает ценностные ориентации детей и толерантность. Социальные ценности рассматриваются как проявление эмоциональной значимости для ребенка нравственных и эстетических ориентиров, которые ребенок усваивает в процессе социализации и освоения человеческой культуры.
Социальный интеллект — когнитивный компонент социальной креативности, рассматривается как способность воспринимать социальные аспекты окружающей действительности, понимать самого себя и других людей для эффективного межличностного взаимодействия и социальной адаптации. В его структуру включены социально-перцептивные способности, рефлексия, эмпатия, социальный опыт ребенка и социальное воображение, позволяющее моделировать развитие социальной ситуации на основе обратной связи и создание образов несуществующих моделей социального мира.
Социальная компетентность — сложное образование, под которым мы понимаем актуальные знания ребенка о социуме, способность выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности, опыт сотрудничества и самосовершенствования.
Социальная активность — поведенческий компонент социальной креативности, проявляющийся в стремлении к позитивному преобразованию себя и социума, активному взаимодействию в общении, сотворчестве в разных направлениях деятельности. Социальная активность является условием достижения ребенком реальных целей в социальном контексте, самоопределения в обществе и предпосылкой для всестороннего развития личности.
* Ссылки указаны в соответствии с библиографией коллективной монографии «Социальная креативность: теория, диагностика, технологии» (СПБ.: Изд-во ВВМ, 2019. – 307 с.)