СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯСоциально-педагогическая технология развития социальной креативностиТехники, методы и технологии развития социальной креативностиТехнологии социально-творческого взаимодействия

Дискуссия

Термин «дискуссия» произошел от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование), рассматривается применительно к различным областям жизни и деятельности человека. Так, например, в социальном контексте дискуссия представляет собой способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.

В литературе дискуссия представлена как метод интерактивного обучения, с одной стороны, и как особая технология, с другой. На практике, в качестве социально-креативной технологии дискуссия эффективно используется в рамках семинаров, деловых игр и кейс-технологий.

В дискуссию как социально-креативную технологию включены такие техники генерации новых идей как «мозговой штурм», анализ социальных ситуаций и др.

Технология дискуссионного общения включает в себя следующие компоненты:

  • мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии);
  • познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация);
  • операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);
  • эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл).

Принципами организации дискуссии является содействие к возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критериев оценки, обеспечение психологической защищенности участников.

Следует отметить, что проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, накопленному ими жизненному опыту, знаниям, умениям, опыту творческой и эмоционально-ценностной деятельности.

Спор, возникающий в ходе дискуссии, должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия, он должен быть по существу. К примеру, целью проблемно-ценностной дискуссии является запуск гражданского самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности. Очевидно, что самоопределение будет проходить тем успешнее, чем более конкретными, близкими и интересными будут эти фрагменты и ситуации для подростков. Таким образом, важной особенностью проблемно-ценностных дискуссий выступает наличие социального контекста, близкого и актуального для участников дискуссионного общения.

В рамках подготовки к проблемно-ценностной дискуссии целесообразно проведение локальных социологических исследований, выявляющих наиболее интересующие подростков социальные темы.

Одной из актуальных для дискуссионного общения современных подростков на сегодняшний день выступает тема «Современный подросток и социальные сети: самосозидание или саморазрушение», в рамках которой предполагается обсуждение следующих вопросов:

  1. Нужны ли нам социальные сети, и почему (что мы получаем, благодаря Интернету, чем облегчаем жизнь, а что разрушается  в человеке)?
  2. Существует ли зависимость подростков от социальных сетей и почему (виртуальные друзья, обретение того, чего не хватает в реальной жизни, можно ли представить жизнь подростка без Интернета)?
  3. Кибербезопасность (в чем заключается опасность социальных сетей, как ее предотвращать, нужны ли запрещения, и в чем они должны выражаться)?

Для того чтобы задать данные вопросы в проблемном ключе и сделать их открытыми для понимания и обсуждения, рекомендуется подготовить пакет текстов, связанных с использованием социальных сетей, которые проблематизировали бы их восприятие подростками.

Дискуссия по теме «Современный подросток и социальные сети: самосозидание или саморазрушение»

Презентация дискуссии по теме: «Современный подросток и социальные сети: самосозидание или саморазрушение»

Фотографии дискуссии:

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера