Термин «дискуссия» произошел от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование), рассматривается применительно к различным областям жизни и деятельности человека. Так, например, в социальном контексте дискуссия представляет собой способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе.
В литературе дискуссия представлена как метод интерактивного обучения, с одной стороны, и как особая технология, с другой. На практике, в качестве социально-креативной технологии дискуссия эффективно используется в рамках семинаров, деловых игр и кейс-технологий.
В дискуссию как социально-креативную технологию включены такие техники генерации новых идей как «мозговой штурм», анализ социальных ситуаций и др.
Технология дискуссионного общения включает в себя следующие компоненты:
- мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии);
- познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация);
- операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);
- эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл).
Принципами организации дискуссии является содействие к возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критериев оценки, обеспечение психологической защищенности участников.
Следует отметить, что проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, накопленному ими жизненному опыту, знаниям, умениям, опыту творческой и эмоционально-ценностной деятельности.
Спор, возникающий в ходе дискуссии, должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия, он должен быть по существу. К примеру, целью проблемно-ценностной дискуссии является запуск гражданского самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности. Очевидно, что самоопределение будет проходить тем успешнее, чем более конкретными, близкими и интересными будут эти фрагменты и ситуации для подростков. Таким образом, важной особенностью проблемно-ценностных дискуссий выступает наличие социального контекста, близкого и актуального для участников дискуссионного общения.
В рамках подготовки к проблемно-ценностной дискуссии целесообразно проведение локальных социологических исследований, выявляющих наиболее интересующие подростков социальные темы.
Одной из актуальных для дискуссионного общения современных подростков на сегодняшний день выступает тема «Современный подросток и социальные сети: самосозидание или саморазрушение», в рамках которой предполагается обсуждение следующих вопросов:
- Нужны ли нам социальные сети, и почему (что мы получаем, благодаря Интернету, чем облегчаем жизнь, а что разрушается в человеке)?
- Существует ли зависимость подростков от социальных сетей и почему (виртуальные друзья, обретение того, чего не хватает в реальной жизни, можно ли представить жизнь подростка без Интернета)?
- Кибербезопасность (в чем заключается опасность социальных сетей, как ее предотвращать, нужны ли запрещения, и в чем они должны выражаться)?
Для того чтобы задать данные вопросы в проблемном ключе и сделать их открытыми для понимания и обсуждения, рекомендуется подготовить пакет текстов, связанных с использованием социальных сетей, которые проблематизировали бы их восприятие подростками.
Дискуссия по теме «Современный подросток и социальные сети: самосозидание или саморазрушение»
Фотографии дискуссии: