Одним из эффективных приемов визуализации мышления является причинно-следственная диаграмма Исикавы Каору - известного японского ученого в области управления качеством, с именем которого связывают возрождение и развитие японской экономики. Метод Исикавы часто встречается под названием Fishbone («рыбий скелет»).
В контексте применения в процессе мозгового штурма Исикава предложил инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.
Диаграмма Исикавы позволяет в простой и доступной форме систематизировать всевозможные проблемы, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
Предполагается несколько этапов составления диаграммы Исикавы:
- сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
- группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
- ранжирование их внутри каждого блока;
- анализ получившейся картины.
Прежде чем приступать к построению диаграммы, необходимо четко сформулировать проблему. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида и называют «рыбьим скелетом»).
Наносятся главные причины (причины 1 уровня), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом». Далее наносятся вторичные причины (причины 2 уровня, которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин.
Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим».
Причины 3 уровня, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д.
Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
Общепризнано, что диаграмма Исикавы позволяет: стимулировать творческое мышление; представлять взаимосвязи между причинами и сопоставлять их относительную важность; упорядочивать работу творческих групп.