СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ – СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТФИЛОСОФИЯ СМЫСЛОВФилософские дискуссии о природе креативности

Философские споры о природе креативности в эпоху Просвещения и Нового времени

В период эпохи Просвещения предметом философских споров становятся источники творчества и творческих способностей, в качестве которых рассматриваются противопоставления: «талант-гений», «врожденность-божественность», «интеллект-безумие» и др. (Гете, Гегель, Ницше, Шопенгауэр).

Противопоставление можно также наблюдать и в философских идеях А. Бергсона, но здесь речь идет не об источниках творческих способностей, а о самом творческом начале, которое противостоит технической рациональности.

Период XVII- XIX вв. характеризуется возникновением философских споров об истоках творческого гения и появлением работ о его природе, о таланте, креативности, гениальности, творческом воображении (труды У. Даффа, У. Джемса, Ф. Гальтона, И. Канта, З. Фрейда, Ф. Шеллинга).

С появлением работ У. Даффа и У. Джемса, которые рассматривают природу творческого гения как уникальную способность человека к установлению ассоциативных связей между действующими и новыми идеями, определяющую уровень его оригинальности («невиданные комбинации элементов», «бурлящий котел идей» и т.д.), из научного анализа постепенно уходит сверхъестественный компонент креативности, уступая место генетическим, средовым факторам и др.

У. Джемс пишет: «Вместо того чтобы думать о конкретных вещах, терпеливо двигаясь от одной к другой по проторенной колее привычных предположений, мы совершаем резкие скачки и переходы от одной идеи к другой… порождаем невиданные комбинации элементов, тончайшие ассоциации по аналогии; короче говоря, мы погружаемся в бурлящий котел идей… где связь может сформироваться или исчезнуть в мгновение, где нет места однообразной рутине, где единственным законом кажется неожиданность…» [Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф.. Психология креативности»: Когито-Центр»; Москва; 2009. – 215 с.].

Существенная роль в становлении философских представлений о креативности принадлежит идеям И. Канта, согласно которым сущность креативности связана со способностью к продуктивному творческому воображению, которая, в свою очередь, является способностью представления отсутствующего перед нашим взглядом предмета. Теория И. Канта раскрыла зависимость креативных действий от спонтанной деятельности через сознательный разум [Мороз В.В. Обзор зарубежных теорий креативности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. - №12 (200). –С. 35-41], что значительно дополнило понимание содержательной основы креативности и стало основанием формирования целостной концепции творчества.

Противоположной Канту точки зрения придерживается немецкий просветитель и публицист Хартмут фон Хендиг, который видит наиболее целесообразным определение креативности через креативные ситуации, креативную игру, креативное партнерство или креативную тишину (концентрацию) [Князева Е.Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Князева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 289 с.].

Философы Нового времени трактуют творчество как изобретательную комбинаторику, противопоставляя ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Философские обоснования природы креативности появляются в работах Дж. Беркли (теория «креативного восприятия»), в комбинационном изобретательстве и решении ситуативных задач Дж. Дьюи и других прагматистских и схожих с ними теориях, в идеях «продуктивного воображения» и единства сознательной и бессознательной деятельности И. Канта, Ф. Шеллинга, романтиков, где творчеству отводилась роль фундаментальной предпосылки познания.

Творчество стало предметом исследования и в работах философов континентальной Европы в рамках развития идей неореализма (Э. Гуссерль, А.Н. Уайтхед, Н. Гартман).

Ф. Гальтон в своих работах обращал внимание на врожденную природу умственных способностей в структуре креативности, на индивидуальные различия, которые определяют переход от нетворческого индивида к гению. Исследования, которые он проводил методом интроспекции, позволили ему сделать выводы о существовании последовательности умственных впечатлений. Гальтон отмечал, что основным источником новых идей выступают «умственные объекты», хранящиеся в «подвале разума» и активизирующиеся благодаря ассоциациям. Позиция Гальтона наглядно демонстрирует прямую связь интеллектуальных и творческих способностей человека посредством «нитей сходства».

Работы Гальтона стали точкой отсчета эмпирических исследований креативности, так как для подтверждения своих идей он применил методологическое новшество, основанное на статистических исследованиях выдающихся личностей, оцениваемых обществом – гениев [Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности»: Когито-Центр»; Москва; 2009. – 215 с.].

В эпоху Нового времени появляются основные методологические подходы к изучению креативности: биографический (анализ биографий известных личностей), интроспекционистский (на основе интервью и самоотчетов), лабораторно-экспериментальный (психометрический), логико-методологический, эволюционно-эпистемологический, культурно-исторический.

В философских направлениях ХХ в. (прагматизм, инструментализм, неопозитивизм) творчество рассматривалось с односторонней прагматической точки зрения - как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией [Александрова Л.А. Генезис понятия творчества в истории философии // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3 – С. 1-8.]

Дом детского творчества Красносельского района ©2020
В дизайне ресурса использованы идеи художественных образов М.Эшера