В настоящее время на смену индустриальной и уже информационной эпохе приходит новая, эпоха творчества и инноваций, иначе называемая как культурно-творческая эпоха. Фактором, активирующим творческие процессы, становится актуальная ситуация развития человечества, оказавшегося на смене эпох мирового социокультурного и экономического развития. Историк и социолог С. Ариети еще в конце ХХ века описал общество будущего как «креатогенное общество» («creativogenic society») [12]*. Его характеризуют, в частности, следующие особенности: свободный доступ к средствам культуры; открытость различным «культурным стимулам»; стремление членов общества чего-то достичь; свободный, лишенный дискриминации, равный для всех доступ к образованию; отсутствие привилегий для одних групп и угнетения других; разнообразие культурных течений; интеллектуальная толерантность; взаимодействие и сотрудничество творческих личностей.
К реалиям нарождающегося креативного общества в последнее время относят такое новое социально-экономическое явление как креативная экономика. Р. Флорида [119] в работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» приходит к выводу, что креативная экономика стала основой развития современного общества. Ядром общества он называет нарождающийся креативный класс, объединяющий людей с творческой позицией. Основу развития креативной экономики он видит в реализации принципа 3-х «Т»: «технология, талант и толерантность». Креативность рассматривается как движущая сила прогресса, поскольку эта психологическая характеристика обеспечивает возможность генерировать большое количество идей, осуществлять решение социокультурных и экономических проблем новым неординарным способом. При этом в современном мире креативность человека возникает в результате деятельности в социальном контексте, где взаимодействие с другими людьми, продуктами их деятельности и знаниями оказывает большое влияние на творческие процессы. Это подчеркивает значение социального измерения в творчестве (Bennis, Biederman, 1997; JohnSteiner, 2000) и открывает новые возможности социокультурного развития.
«Социальная креативность» как научная категория появилась в контексте дифференциации различных типологий и видов креативности.
Существование многих видов креативного процесса в зависимости от сферы приложения, деятельности и знаний доказано экспериментально во многих исследованиях (А. Маслоу, Е. П. Торранс, М. Чиксентмихайи, Фельдман с соавторами, Р. Стернберг, Т. Любарт, М. Боден и др.). Импульсом дифференциации послужила теория множественности интеллекта Г. Гарднера, который описал семь видов интеллекта (одаренности), в которых «общая» креативность становится «специальной» (Г. Гарднер «Творящие умы: анатомия креативности» (Creating minds, 1993). Выделенный Гарднером интраперсональный (внутриличностный) интеллект (способность понимать и опознавать собственные чувства) и интерперсональный интеллект (способность замечать и различать мотивы и намерения других людей) непосредственно связаны с феноменом «Социальная креативность».
В отечественной психологии понятие социальная креативность часто заменяется такими терминами как «коммуникативная креативность» (А. А. Голованова, Н. В. Мартышкина, Т. Ю. Осипова), «креативность в сфере общения» (С. Ю. Канн, Н. А. Тюрьмина), «социальный интеллект» (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова), «коммуникативная компетентность» (Н. А. Аминов, А. А. Кидрон, Е. В. Коблянская, М. В. Молоканов, Л. А. Петровская, О. Ф. Остроумова), «лингвистическая креативность» (Г. А. Халюшова), «социальная компетентность» (А. А. Бодалев, О. К. Тихомиров, Ю. М. Жуков).
В рамках зарубежной психологии основная масса работ посвящена исследованиям социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Р. Стернберг), эмоционального интеллекта (П. Саловей, Д. Мейер, Р. Барон, Д. Гоулмен), реже коммуникативной компетентности, социальной одаренности (С. Грейс, Р. Томассони). Различают так называемую большую («историческую») и малую («личностную») креативность (M. Boden, 1999). Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к социальным аспектам повседневной жизни.
Понятие «социальная креативность» в определенной степени коррелирует с такими видами креативности как креативность самоактуализации (А. Маслоу) визуальная креативность, которая развивается на основе визуальной социологии и социальной антропологии (Т. А. Барышева, Н. А. Шилова), креативность как творческое отношение к жизни (И. Б. Дерманова и М. А. Крылова).
В последнее время интенсивно на теоретическом и эмпирическом уровнях ведутся исследования, посвященные эмоциональной креативности как отдельному виду креативности (Averill, Thomas-Knowls, О. И. Власова, Т. Н. Березина, Р. Н. Терещенко, Т. А. Барышева).
Понятие «социальная креативность» как проявление творчества личности в социуме появилось в науке относительно недавно, и в связи с этим необходимо уточнить понятия «Социальное творчество» и «Социальная креативность».
Социальное творчество трактуется как преобразующая мир деятельность человека, процесс, который направлен на два взаимосвязанных вектора: внешний — на мир (творческое, позитивное преобразование социума) и внутренний — на себя — самосовершенствование, саморазвитие, самотворчество. «Изменяемся мы — изменяется мир».
Социальная креативность — это творческий ресурс человека, мета-способность личности к восприятию, пониманию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в современном мире, способность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных проблем, способность ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности.
Социальная креативность с позиций мультифакторного подхода включает систему творческих способностей и индивидуальных качеств личности, способствующих генерированию и реализации социально значимых инновационных идей и стратегий.
* Ссылки указаны в соответствии с библиографией коллективной монографии «Социальная креативность: теория, диагностика, технологии» (СПБ.: Изд-во ВВМ, 2019. – 307 с.)